Два увесистых тома «Архивов БНР» Сергей Шупа издал в 1998-м. Это был итог шестилетней работы в вильнюсском архиве, которая началась с интереса к таинственной переписке Ластовского с Луцкевичем.

Переписка оказалось ошибкой в описании архивного дела. Но в результате появились «два с половиной килограмма белорусской истории». Они стали легендарными; благодаря им Шупа попал «в историческую энциклопедию, в библиографические списки студентов-историков».

Об этом белорусский журналист и переводчик рассказывает в первом выпуске своего видеоцикла «Путешествие в БНР». Совсем небольшие ролики, основанные на документах из «Архивов», он снимает вместе с режиссером Еленой Радкевич.

Кажется, уже нет большой необходимости в документальных фильмах о белорусском прошлом. Вот и на ОНТ относительно недавно начался еще один сериал. Многое сделали на Белсате Алесь Кравцевич, да мало ли кто где чего снимал? Составляются даже списки фильмов «для чайников», черновой проект этакой «Belarusian History for Dummies».

Но цикл Шупы и Радкевич, отличается от всего того, что появлялось ранее. Особым масштабом, драматургией и сдержанностью. Это корпоративный вкус «Нашай Нівы» тех времен, когда издававшаяся в Вильнюсе газета печатала переводы Борхеса и беседы с Лёником Тарасевичем. Даже политические отсылки Шупа делает с ненавязчивым спокойствием.

Именно отсутствие политического надрыва, традиционного белорусского пафоса впечатляет больше всего. Его функцию «Путешествие в БНР» как бы переносит на системный опыт архивной работы. Шупа досконально знает материал, и интересно наблюдать, как сам материал, в котором есть внутреннее единство, набирает силу и начинает воздействовать на исследователя.

«Архивы БНР» «можно читать просто как большой постмодернистский роман», замечает ведущий. И столько в этой будто бы избыточной характеристике современной гуманитарной науки, глубины и техники, сколько никогда не было в «Гісторыі пад знакам «Пагоні» или даже в «Альбарутэніі».

Ясное дело, не приходится ожидать от Шупы и от документального видеоцикла методической последовательности или системного подхода. Но даже редкие признаки, спонтанные совпадения с дискурс-анализом или «чтением с близкого расстояния» увлекают.

Например, во второй серии Шупа читает февральскую Уставную грамоту. Он останавливается на провозглашаемым в ней принципе суверенитета: власть в Беларуси передается «тем народам, которые на ней живут». «Не народу», — особо подчеркивает ведущий.

После этого замечания Шупа рассказывает, что Смолич (Шупа оговаривается и называет его «народным комиссаром просвещения») зачитывал грамоту на заседании минской думы, в которую входил Смолич (был избран в июле 1917 года). Это, может быть, еще не «полный Фуко», но направление нельзя не узнать.

Здесь с особой ясностью видно, что драматической музыкой, спецэффектами и прочим монтажом невозможно заменить привычку к работе с текстами и практический опыт такой работы.

И наверное, последнее. В «Путешествиях» почти нет видео. Это сильно отличает наследие БНР от украинского прототипа. Сериал Шупы и Радкевич весь — о чтении вслух: уставные грамоты, протоколы заседаний. В выпуске «Обратного отсчета», посвященного событиям Октябрьской революции, — то же, с добавлением актерской реконструкции.

Всебелорусский съезд, раздел Минска между белорусским полком и поляками 18 февраля 1918 года, чтение грамоты в минской думе, — тревожные и драматические события.

Они дошли до нас исключительно в виде текстов. В лучшем, нечастом случае — фотографий; подавляющее же большинство материала — это протоколы заседаний, служебная переписка, дневники.

А в фильме «100 лет украинской революции: как начинала Центральная рада» (сериал «Машина времени») — регулярно присутствует видеохроника, в том числе с Грушевским и Петлюрой. Это показывает, что БНР и УНР можно сравнить не только через мобилизацию сторонников. Это была также мобилизация ресурсов, которая зависела в немалой степени от вовлеченности страны в модерность. Что говорить, если «Беларусьфильм» обзавелся собственной площадкой в Ленинграде в 1928-м — а киностудия в Одессе работала с 1900-х годов.

* * *

Образ «Архивов БНР» как романа интригует. Исследовательская интуиция делает весь видеоцикл ненапрасным задолго до финала. Приближение «белорусской политической форментации» описывает повседневность, практики, товарищеские и конкурентные отношения.

Сам Шупа рассказывает о своем удивлении еще в 1990-х: БНР оказалась совсем не такой, какой она представала из советской историографии — и «не совсем такой», как в традиции диаспоры.

Это самое ценное, что может сообщить история. «The past is a foreign country»; иначе говоря, прошлое всегда — путешествие.

Видеоцикл будет выходить каждую неделю, в программе «Зона свабоды», вплоть до того самого Для воли.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?