21.03.2018 / 12:40

Цены на железнодорожные билеты в Беларуси — одни из самых низких в Европе. Но новые поезда почти не приобретаются 26

Пишет Кастусь Шиталь.

Удивляюсь тому, как наш народ упорно хочет видеть во всем негатив. Цены на железнодорожные билеты в Беларуси — одни из самых низких в Европе (дешевле только в Украине и Молдове): электричкой или дизелем за 1 евро можно проехать 150 километров, за 2 евро с копейками такое расстояние можно проехать скорым поездом. Цены незначительно повысили, чтобы чуть-чуть повысить окупаемость — и люди в соцсетях и комментариях уже возмущаются, мол, железная дорога с них дерет.

А железная дорога не дерет, пассажиры платят небольшую часть от реальной стоимости перевозки. Значительную часть расходов на пассажирские перевозки железная дорога возмещает за счет доходов от грузового транзита.

Но тех, кто ездит по железной дороге, ждут новости похуже, чем подорожание билетов. В 2013—2017 годах БЖД пустила на металлолом 24 дизель-поезда. И к 2020 году планирует порезать еще 29.

Дизель-поезд ДР1. Такие поезда обслуживают большинство пригородных перевозок в Брестской, Гомельской и Гродненской областях, однако постепенно списываются «по старости». Фото trainpix.org.

Электропоезда Белорусская железная дорога не режет, однако протяженность электрифицированных участков на БЖД возросла почти на 300 километров (линии Осиповичи—Гомель и Молодечно—Гудогай). Вскоре электрифицируют еще линию Жлобин—Калинковичи. При этом БЖД не покупала новые электропоезда для пригородного движения на этих линиях. Чтобы обслужить новые линии, сократили количество электричек в минском узле. Но минские электрички, курсирующие в Гомель и Гудогай, заменили списанные дизель-поезда. Далее подобного резерва для замены не будет.

Дизель-поезда ДДБ1 на станции Крулевщизна. В разных уголках Беларуси дизель-поезда обеспечивают жизненные потребности жителей провинции: дешевый и быстрый доезд в районные и областные центры. Фото Кастуся Шиталя.

Современный дизель-поезд ДП3 польской фирмы Pesa на станции Парафьянов. Поезд связал Минск и Полоцк за три с половиной часа, но проезжает он мимо большинства станций без остановок. Жителям пришлось собирать подписи, чтобы убедить руководство железной дороги добавить на маршруте нового поезда остановку в Парафьяново. Фото Кастуся Шиталя.

За последние годы БЖД приобрела всего три поезда для пригородных перевозок — эти одновагонные поезда ДП1, приписанные к депо Калинковичи, обслуживают маршруты Калинковичи—Словечно и Калинковичи—Хойники.

Проект «Городские линии» в Минске не будем принимать в расчет — на поезда до Руденска и Заславля перенесли часть нагрузки с региональных электропоездов, однако это ограничено окрестностями Минска.

БЖД не планирует до 2020 года приобретать подвижной состав для пригородных перевозок. Это означает, что будет дальнейшее сокращение пригородных поездов: и на этот раз уже не на линиях, которые прилегают к Минску, а в Гомельской, Брестской и Гродненской областях: курсирующие там поезда ДР1 должны пойти «под нож».

Тем временем Белорусская железная дорога делает ставку на приобретение современного подвижного состава для междугородних перевозок: электропоездов Stadler и дизель-поездов Pesa, курсирующих на так называемых линиях бизнес-класса между крупными городами. В предыдущие годы было приобретено 18 таких поездов, до 2020 года планируется приобрести еще 12. Витебск, Могилев и Гродно получат наконец быструю коммуникацию с Минском.

Однако преимуществом таких поездов смогут пользоваться только жители городов, лежащих на главных железнодорожных магистралях. А жителям поселков, таких как Парафьяново или Подсвилье, придется отвоевывать с боем остановку у них новых поездов. А старых поездов станет меньше, и там, где дизели сегодня курсируют 3-4 раза в сутки, количество рейсов может сократиться до двух. В сотни, даже тысячи населенных пунктов Беларуси станет труднее добираться.

Кастусь Шиталь

6
xxx / Ответить
21.03.2018 / 11:35
Кошты на чыгунку ў Беларусі — адны з найніжэйшых у Еўропе
А зарплаты разве как в Европе?
С чего тогда цены на ЖД равнять с европейскими?
11
ten / Ответить
21.03.2018 / 11:44
Почему в заголовке "АЛЕ новыя цягнікі амаль не набываюцца". Нужно "цены низкие. ПОЭТОМУ почти не покупают новые поезда". Были бы цены выше и прибыль, тогда может и покупали бы поезда.
9
Кастусь Шыталь / Ответить
21.03.2018 / 11:57
xxx

калі параўнаць у прапорцыі - колькі кіламетраў можна праехаць па Беларускай Чыгунцы за беларускі заробак, і па польскіх або нямецкіх чыгунках за польскі ці нямецкі заробак - у нас праезд цягнікамі атрымаецца больш даступны.
Показать все комментарии/ 26 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера