22.03.2018 / 11:25

Почему новый мюзикл «Недалеко от нормы» — надежда для белорусского театра

В конце марта состоится премьера бродвейского мюзикла «Недалеко от нормы». Театральный критик Алексей Стрельников объясняет читателям «Нашей Нивы», почему это большая надежда для белорусского театра.

Организаторы проекта, частный Театр Геннадия Гладкова «Территория мюзикла», гордятся, что покажут белорусам один из самых успешных мюзиклов XXI века. Секрет феноменальной популярности «Недалеко от нормы» трудно объяснить в двух словах, но факт в том, что мюзикл очень популярен по сей день, хотя премьера прошла почти 10 лет назад. Конечно, важнейшая составляющая — эмоциональная и энергичная музыка одного из лучших современных американских бродвейских композиторов Тома Китта, который прекрасно использует всю разнообразную палитру рок-музыки — от проникновенных баллад до отчаянных боевиков. К месту будет заметить, что он помогал адаптировать для театра «American idiot» группы Green Day. И конечно, драматург Брайан Йорки сумел сложное содержание обернуть в легкую остроумную форму.

В двух словах, «Недалеко от нормы» — спектакль о семье, переживающей биполярное расстройство своей матери, но автор настолько искусно играет со стереотипами счастливой американской семьи, подростковых комплексов, популярных медицинских клише, что в результате остается ощущение легкой игры.

Не удивительно, что в эту игру с таким удовольствием включаются в первую очередь подростки. Режиссер спектакля Анастасия Гриненко привела такой интересный факт, что подростки во многих школьных постановках этого спектакля с большим удовольствием играют именно взрослых, чем подростков.

И этот молодежный драйв ощущался в минском спектакле, несколько номеров которого специально презентовали для прессы. Материал написан таким образом, что позволяет каждому исполнителю влиять, не зря находится на сцене. Главные исполнители в спектакле — опытные Светлана Мациевская и Дмитрий Якубович (они будут играть Диану и Дэна Гудманов) постоянно находятся в прямом контакте с молодежью, которая еще недавно выпустилась из Академии. И вот интересное наблюдение: во время презентации мюзикла второй состав настолько сильно поддерживал коллег на сцене, что, такое ощущение, пел вместе с первым. А те, кто исполнял партии (Эрик Абрамович, Артем Пинчук и Полина Добровольская — Генри, Гэйб и Натали соответственно), явно осознают, как им повезло с таким материалом. Обычно нужно ждать десятилетия, чтобы тебя перевели из массовки на главную роль на условной «малой сцене» некоего театра, а тут сразу ты делаешь настоящий большой спектакль, и в результате от энергетической напряженности со сцены можно заметить искры, и уже старшее поколение делает усилия, чтобы соответствовать этому драйву.

Бродвей едва ли не единственный в мире убедительный пример коммерчески успешного театра. Это мировой бренд, каждому успешному спектаклю гарантирована долгая жизнь и внимание во всем мире. И дело даже не в том, что за каждым мюзиклом годы работы, проб, экспериментов. Дело в десятилетиями отработанных механизмах работы, схемах взаимодействий артистов, агентов, продюсеров. Это настоящая индустрия, где сам спектакль является только вершиной айсберга, настоящая индустрия, которая кормит вокруг себя огромное количество профессионалов, а они могли бы никогда в жизни не получить шанс на успех. И эта индустрия ставит высокие требования к партнерству. Когда читаешь историю любого бродвейского проекта, то видишь годы воркшопов, премьеры в провинции, кастинги, длинный перечень провальных проектов. Но самое главное и интересное для меня — то, что многие успешные проекты начинаются с университетских театров. Это же касается «Недалеко от нормы», чьи создатели Том Китт и Брайан Йорки начали совместную работу над ним во время учебы.

Меня снова можно упрекнуть в том, что я игнорирую белорусскую составляющую новости, что постановка американского мюзикла на русском языке ничего не дает белорусской культуре. У нас есть успешные независимые музыкальные проекты, среди которых в первую очередь хочется вспомнить «Народный альбом» или проекты Ларисы Симакович, или проекты «Папараць-кветка», «Байкер», «Пророк» или «Матушка Кураж», имевшие широкий резонанс в СМИ. Я говорю «успех» всерьез, без иронии, потому что успешность имеет несколько измерений, но результатом этих спектаклей стало создание собственно рынка масштабных зрелищ, которым, по сути, и является Бродвей.

Мы по-прежнему одержимы опасной иллюзией о возможности существования отдельного финансово успешного спектакль на фоне неблагополучной индустрии. Но многие проекты даже не получается как следует прорекламировать просто потому, что маркетинговые ходы каждый раз приходится выдумывать заново и тратить время и ресурсы, которых и без того немного.

Именно в создании такого рынка мне лично видится рациональное зерно надежд наших чиновников от культуры на театр, который зарабатывает на себя сам. Нет, не так: государство обязано содержать условный Купаловский театр или Театр юного зрителя, в этом состоит смысл поддержки культуры. Но появление сферы коммерческого театра, который не только отказался бы от дотаций, но смог бы создавать вокруг себя подготовительную инфраструктуру, и это в свою очередь помогло бы разгрузить социальные обязанности государственных театров.

Проблема в том, что все меры чиновников пока сводятся к «спускания планов сверху» и не дают возможности использовать тот ресурс, который действительно нужен частным театром. Например, дать возможность работать со школьной и студенческой аудиторией.

Например, билеты на американский мюзикл «Гамильтон» выкупались у театра и распространялись для нью-йоркских школьников бесплатно. Организовать творческую встречу с участниками «Недалеко от нормы» решится не каждый директор школы, уже только потому что герои произносят «трындец!» со сцены.

«Недалеко от нормы» отличается от других упомянутых здесь проектов, повторюсь, стандартом подготовки, за которым следят американские партнеры.

Белорусы даже не получили бы возможности реализовать этот проект, если бы не смогли гарантировать определенный уровень не только художественного качества, но и способности выйти со своим спектаклем на широкую аудиторию. И эту задачу нельзя недооценивать. Команда спектакля создала креативную рекламную кампанию, разыгрывая частично ситуации из пьесы в фейсбуке («Недалеко от нормы», кстати, первый американский спектакль, который таким же образом провел успешную пиар-кампанию в Твиттере.) Билеты на премьерные спектакли распроданы, рапортует «Территория мюзикла». Очень важно, чтобы настоящий успех этого спектакля сделал привлекательным для массовой аудитории и жанр мюзикла, и сферу развлекательного театра вообще.

Мне понравилась фраза в аннотации одного студенческого мюзикла: «После премьеры артисты проснутся знаменитыми…» Очень важно, чтобы такие амбиции оставались недалеко от правды.

Алексей Стрельников, фото bycard.by

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера