В Минске состоялся финал конкурса БРСМ «100 идей для Беларуси». В кулуарах мероприятия министр образования Игорь Карпенко ответил на вопросы «Нашей Нивы».
«Стоит ли ожидать повышения зарплат учителям? Если да, то в каком размере и когда?» — спросили мы.
«Повышение будет, — сказал Карпенко. — Мы вносили свои предложения правительству. Точных цифр я не скажу, но наше предложение такое: воспитателям детских садов поднять зарплату на 50%, а потом повышать на 20% всем педагогическим работникам. Что касается сроков, то это зависит уже не от нашего министерства. В настоящее время ведется работа в Минфине, правительстве и Министерстве экономики. Они должны принять решение по конкретным суммам исходя из возможностей экономики. Повторюсь, что работа соответствующая ведется».
«А планируется ли расширение списка профильных классов? Недавно же вы инициировали аграрные классы, могут ли появиться и ИТ-классы, например?» — также спросили мы.
«Сегодняшняя профильная система не запрещает выступать с любыми инициативами. Вчера, на коллегии Министерства образования и Министерства информатизации и связи мы рассматривали этот вопрос, в том числе. В принципе, это возможно. Но я думаю, что не надо здесь гнаться за цифрами и названиями, а нужно исходить из потребностей экономики. Почему аграрные классы? Не секрет, что в эту сферу молодежь идет плохо… Мы здесь руководствовались опытом педклассов, которые мы создали, чтобы повысить уровень абитуриентов педвузов, чтобы туда больше мотивированных людей поступало. В некотором смысле это получилось: повысились баллы абитуриентов, больше медалистов пошло в педы. То же, надеемся, будет и с аграрным классами — в этих кадрах реальная потребность экономики. А что касается айтишников, то там и так высокий конкурс, мы увеличиваем наборы. Если нужно будет и дальнейшее расширение, то рассмотрим вариант специализированных классов. Знаете, вчера мы рассматривали и вопрос изменения курса информатики в школах в целом. Наверное, надо уйти от жесткого учебного плана, дать больше пространства для творчества конкретного педагога и ученика. Не привязывать все к программе, но определить, при этом, набор компетенций, которыми должен владеть выпускник средней школы в ИТ-направлении», — сказал министр.
«Скажите также, а почему звучат претензии родителей, мол, на местах не всегда идут навстречу в вопросе открытия белорусскоязычных классов и групп в детских садах?».
«Ну, может не всегда они так уж и не идут. Чаще не набирается количество детей. Если пришел один родитель и говорит «давайте создадим белорусскоязычную среду», то это сложно реализовать. Если таких будет 20, то мы и классы, и группы откроем. И я сам, кстати, периодически разговариваю по-белорусски, не надо думать, что у меня с этим проблемы. И мы сегодня, работая с теми же гимназиями, дали установку, чтобы поддержать их наполняемость, не привязывать их жестко к территории. Также дали установку органам образования на местах, чтобы они старались находить детей, которые хотят обучаться на белорусском языке в детсадах и школах, чтобы они стремились сформировать эти группы».