02.07.2018 / 02:38

Через Ольманские болота прокладывают дорогу. Экологи: Зачем??? 42

К сентябрю 2018 года через Ольманские болота пройдет новая дорога. Ее стоимость — 1 миллион долларов. 14 километров грунтовой дороги прокладывают через естественное болото. Корреспондент Радио «Свабода» Антон Трофимович увидел, как экскаваторы разрывают ландшафтный заказник.

Болота принадлежали военным, поэтому здесь не было мелиорации

Ольманские болота — один из крупнейших в Европе комплексов нетронутых болот. Сегодня это республиканский ландшафтный заказник, который занимает 900 квадратных километров. 40 км с севера на юг и 35 км с востока на запад. Здесь мог бы поместиться целый Клецкий или Кормянский район.

Уникальность Ольман — в их размере. Об этом на месте строительства рассказывает Андрей Абрамчук, руководитель лесной рабочей группы общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны».

«Если не брать Европейскую часть России, — это самый крупный болотный массив в Европе», — говорит Абрамчук.

На Полесье много болот, но Ольманские отличаются от всех остальных, так как они не пострадали от мелиорации. В советские времена здесь был полигон. Территория принадлежала военным, а потому здесь не копали мелиоративных каналов.

Андрей Абрамчук на Ольманских болотах

«Масштабных изменений для экосистемы от военных испытаний не происходит. Воронка от снаряда для 94 тысяч гектаров — ничто. Болото быстро затягивает раны. Дороги через болото — это намного хуже. Они нарушают гидрологический режим», — говорит Абрамчук.

Раньше здесь была лесная дорога. Но новую строят по нетронутому болоту

В августе 2017 года Полесский лесхоз (он имеет усадьбу в Давид-Городке) начал строить 24-километровую лесохозяйственную дорогу от деревни Букча на север заказника. Ширина дороги будет 5 метров. Однако бульдозеры ровняют строительную площадку шириной более 20 метров. Как пояснил Василий Петровец, главный лесничий Полесского лесхоза, — это часть технологии. Впоследствии над болотом будет возвышаться только 5-метровая грунтовка.

Направо уходит старая лесная дорога. Новую дорогу прокладывают по живому болоту

Дорогу строят ради двух вещей. Во-первых, чтобы техника могла проехать к месту пожара. Во-вторых, чтобы грузовики могли вывозить древесину из леса, где идет вырубка.

«Лесхоз не очень богатый, а по окончании строительства дороги мы сможем нормально по-хозяйски распоряжаться лесом», — сказал Василий Петровец.

Главная претензия «Аховы птушак Бацькаўшчыны» такая, что 14 из 24 километров дороги прокладывают по болоту, по заповеднику. Ранее здесь проходила лесная дорога. Она шла по лесам, островам и дюнам. Но новая дорога только в начале совпадает со старой лесной. На момент, когда «Свабода» побывала на месте, было построено 2,3 километра через нетронутое до этого болото.

«То, что по болоту прошло, это не наш каприз, — сказал Петровец. — Я давал только техническое задание — ширина дороги, пропускная способность».

Лесхоз: Дорога принесет пользу

Строительство дороги в Ольманских болотах 18 июня 2018 года

Почему решено проложить дорогу именно через болото, неизвестно. Василий Петровец отсылает к проектантам — в Брестдорпроект. Но в любом случае проект прошел экологическую экспертизу.

«Вреда окружающей среде это точно не принесет. Принесет определенную пользу. Эта дорога будет естественным барьером. Если будет гореть болото, она приостановит огонь», — говорит Петровец.

Василий Петровец

Но в «Ахове птушак Бацькаўшчыны» не согласны с таким мнением. По словам Абрамчука, новая дорога — это дамба, которая нарушает гидрологический режим территории. Одна часть болота будет накапливать воду и превращаться в водоем, другая — осушаться.

«Естественному болоту пожары не несут серьезной угрозы, — говорит Андрей Абрамчук. — Они больше страдают от пересушивания территории. И неизвестно, как дорога будет помогать тушить пожар и какое вызовет осушение».

Вдоль дороги лежат трубы, которые строители используют для перетоков — чтобы вода могла попадать из одной части болота в другую.

«Есть способы смягчить воздействие на экосистемы, — говорит Абрамчук. — Но если такой проспект по естественному болоту прокладывают, здесь однозначно идет речь о серьезном воздействии».

Директор заказника: Мы еще не были на стройке

Песок для новой дороги берут из ледниковых дюн вокруг болота

Директор заказника «Ольманские болота» Павел Миронович не может ответить, не нарушит ли дорога естественного состояния болота. Все вопросы он перенаправляет в Столинскую инспекцию охраны природы и окружающей среды.

«Мы всего лишь управляем заказником. Я думаю, согласование нашего и не нужно. Это намного выше согласовывается», — сказал он по телефону.

Более того, руководство заказника еще не было на стройке, хотя на территории уже орудует техника.

«Мы еще там точно не были, — сказал Миронович. — Я не думаю, что этой дорогой будет кто-то наносить вред (болоту. — РС). Она только направлена на то, чтобы болото сохранить на ближайшие наши поколения».

«Дорога не обоснована ни экономически, ни экологически»

По словам Василия Петровца, уже к концу лета дорога будет полностью построена.

«Строители сейчас активно штурмуют, — говорит он. — Потом будет строиться дорога на Коротичи. Деньги выделяет государство, Минлесхоз. Но деньги, сказали, есть, и будут строить».

В свою очередь, «Ахова птушак Бацькаўшчыны» предлагает приостановить строітельство уже сейчас и пересмотреть строительный проект и его экологическую экспертизу. Запрос направлен в Генеральную прокуратуру.

«Целесообразность прохождения дороги через естественные участки не может быть обосновано ни экономически, ни экологически. Альтернативные варианты прокладки дороги тоже есть, так как исторически дорога шла другим маршрутом, преимущественно по островам», — говорится в обращении.

По словам Виктора Фенчука из «Аховы птушак Бацькаўшчыны», по новой дороге будут ездить не только лесовозы. По удобной дороге туда будет больше ездить местных жителей.

«Если увеличить доступ людей в болота, возрастет количество пожаров», — говорит Фенчук.

Вместо дороги можно было бы построить сотни километров экотропинок

Стоимость новой дороги — около 2 миллионов рублей. Деньги выделяет Министерство лесного хозяйства. В то же время в огромном заказнике есть только одна экологическая тропа — деревянный настил протяженностью в 1,3 километра.

«На один километр такой дороги можно построить несколько сотен экологических тропинок, — говорит Андрей Абрамчук. — Если с толком организовать экологический туризм, то прибыли от экотроп намного больше, чем от вывоза леса».

Но чтобы экологический туризм приносил деньги, по словам Абрамчука, должна быть государственная программа, которая бы воспитывала у детей уважение к природе. 

«В Польше детей с детского сада возят в национальные парки. Поэтому у них 1,5-2 миллиона человек в год посещают один нацпарк. А у нас в школах учили, что болото — это плохо. И такое понимание сформировалось у целого поколения».

«Для меня Ольманские болота более ценны, чем Беловежская пуща»

Еще недавно никто не выступал против строительства. В том числе местные люди. По крайней мере в лесхозе говорят, что жители соседних деревень как раз заинтересованы, чтобы появилась новая дорога. Так им проще будет попасть на болото, где они собирают ягоды и грибы.

Но уже теперь местные, напротив, жалуются на новую дорогу. По их мнению, теперь на болото будет приезжать больше людей за клюквой. А на клюкве в сезон некоторые здесь зарабатывают по несколько тысяч долларов.

Но на улицу с протестом никто не выходит.

«В Польше здесь уже стояли бы палатки. И пока юристы бы разбирались, можно ли, они просто блокировали бы стройку», — говорит Андрей Абрамчук.

Ольманские болота сегодня имеют высокий международный статус. Они охраняются Рамсарской конвенцией как водно-болотное угодье. Но национальный статус заказника не мешает вести здесь хозяйственную деятельность. Хотя создать национальный парк здесь планировали еще в 1920-1930-е годы, когда этот регион принадлежал Польше.

«Если бы у Ольманских болот был статус заповедника, здесь ничего нельзя было бы делать», — говорит Андрей Абрамчук.

Сейчас обсуждается идея, чтобы включить все Припятское Полесье в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. По словам Виктора Фенчука, уже в следующем году начнется подготовка внесения этой номинации.

«Ольманы того достойны, это однозначно, — говорит Абрамчук. — Для меня Ольманы намного более ценны, чем Беловежская пуща. Ведь лесов у нас 40%, а болот — только 4%».

0
вар / Ответить
21.06.2018 / 16:33
Калгаснікі хочуць знішчыць унікальныя прыродныя тэрыторыі Беларусі, выпіліць і распрадаць увесь лес адтуль. Дарога будуецца менавіта для гэтага. Няблага было б Нашай Ніве зрабіць уласнае расследванне.
0
Андрэй / Ответить
21.06.2018 / 16:46
Быў я на Альманскіх балотах. Мясціны там выдатныя. Як па мне, дык гэты дыямант Беларусі. Шкада, калі мы яго страцім. Трэба забараніць будоўлю дарогі!
6
Язэп / Ответить
21.06.2018 / 16:50
Слышця эколаги запусьциця у гэныя балоты кракадзилау. Пусьць разводзюца штоб. Начальники туда баялися хадзить.
Показать все комментарии/ 42 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера