Жители Рубежевичей и окрестных деревень Столбцовского района создали карту родной местности. На ней населенные пункты — некоторые из них уже исчезли навсегда — обозначены валунами.

След на валуне

Ансамбль «Память в камне» был создан двенадцать лет назад. Его торжественное открытие приурочили к 100-летию закладки первого камня при строительстве костела Святого Иосифа в Рубежевичах.

— Наше поколение тоже хотела оставить после себя какой-то памятный знак. Посоветовались с прихожанами, со священником — они поддержали идею, суть которой заключалась в следующем. На тот момент вокруг Рубежевичей было 43 деревни в приходе костела Святого Иосифа. Мы предложили, чтобы каждая деревня привезла от себя камень. Люди очень старались. Если валун казался не очень красивым — забирали, привозили другой. Камни расставили так, как расположены деревни на карте, — рассказывает одна из идейных вдохновительниц проекта, местная учительница русского языка и литературы Ромуальда Соболевская.

Валуны находятся на небольшой площади через дорогу от храма.

— На камнях начали выбивать названия деревень. Люди тщательно подходили к написанию названия своего населенного пункта, — продолжает Ромуальда Игнатьевна. — Вот, например, камень — деревня Василевщина. А называлась она когда Жидовичи. Поэтому жители старшего возраста думали — что же выбрать? Чтобы не было обидно, решили: пусть будут сразу два названия.

Окружающие деревни связаны между собой разными дорогами — брусчаткой, гравийкой, асфальтом. Символические деревни-камни также соединили в соответствии с картой — все дорожки посыпали песком. У каждого валуна есть тропа, которая ведет к центральной. А та в свою очередь — к символу христианской веры — кресту. Он также выложен из камня. Как и арка. Она сделана по типу той, что расположена у входа в храм. Люди не хотели, чтобы здесь было что-то другое, кроме камня. Католическая святыня в Рубежевичах полностью построена из тесаного камня.

— Состоялось торжественное открытие памятного знака. Мы пригласили духовные, светские власти — никто не отказал, все пришли. Каждая деревня собрала даже тех, кто уже давно переселился оттуда. Все они приехали: кто-то даже издалека. И такой цветной людской ковер украсил всю эту территорию, — с волнением делится воспоминаниями учительница. — Но, как часто бывает между людьми, начались разговоры: нужно было это или нет? Мы были терпеливыми. Знали: только время скажет правду и даст самый справедливый ответ. Прошло несколько лет, и все убедились: хорошее дело сделали.

Тропинками памяти

Лежит камень — деревня Лихачи. В 2006 году здесь жил один человек — Юра Симан. Не стало Юры. А потом кто-то сжег и его дом в поле. И следа не осталось от этой деревни. Колхоз сеет, колхоз убирает. Даже дорога, которая когда-то сворачивала к Лихачам, с каждым годом становится короче: где зарастает лесом, где-то ее запахали. Но в памяти деревня не исчезла — только немножко изменила локацию.

На большие торжества, особенно 2 ноября — на Дзяды, когда поминают покойников, люди всегда приходят к этим камням. Будто на толоку в своей деревне…

— Иногда проходишь среди валунов и видишь: где-то зажженная лампадка, где-то цветы лежат — люди приходили в свою деревню тропинками памяти, — отмечает Ромуальда Игнатьевна.

К сожалению, со временем судьбу Лихачей повторили еще два населенных пункта. Исчезли деревни Грань и Мисали. Немым укором лежат камни с их названиями…

Вблизи памятного знака верующие выкопали искусственное озерцо, которое периодически заполняют водой. Поставили условный колодец-журавль — образ дедовой хаты… Рядом положили четыре валуна, на них выбиты слова: «Деревня живет с верой, надеждой и любовью».

— Сильно верим в то, что деревня будет жить. Понятно, Рубежевичи уже не станут тем местечком, каким были до Великой Отечественной войны, когда там проживало три тысячи жителей: белорусы, поляки, русские, но большинство жителей — две тысячи — составляли евреи. Именно они основали Рубежевичи приблизительно в 1530 году. Здесь были две синагоги — зимняя и летняя, два католических храма — Святого Антония и Святого Иосифа, православный храм Николая Чудотворца. Несмотря на свою многоконфессионность, сельчане, по рассказам старожилов, жили достаточно сплоченно и дружно, — подчеркивает Ромуальда Соболевская.

Сегодня в местечке около 150 жителей. Это люди в основном пожилые.

— Когда кто-то из них умирает, хороним как родственника, — говорит учительница. Сильно сожалеем, ведь понимаем: утрачивается и наша история, самобытность, культура. Стараемся как можно чаще встречаться вместе, потому что при каждой беседе возникает какое-то воспоминание, либо фотография, либо вещь на память: нематериальная и материальная история нашего местечка.

Клас
1
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?