До 12 августа в Европейском гуманитарном университете в Вильнюсе (ЕГУ) проходит дополнительный набор на 7 бакалаврских и магистерских программ. Учеба в белорусском университете в Вильнюсе основана на принципах свободных искусств и наук (liberal arts and sciences). Поэтому ЕГУ предлагает познакомиться с пятью великими книгами, через изучение которых должны пройти все будущие первокурсники таких бакалаврских программ как «Культурное наследие и туризм», «Международное право и право ЕС», «Медиа и коммуникация» и «Визуальный дизайн и медиа».
До начала учебного года в октябре студенты ЕГУ читают тексты и формулируют свои точки зрения, чтобы с самого первого дня в университете быть готовыми оспаривать, пересматривать и раскрывать наследие великих книг.
Знакомство с этими произведениями подготавливает интеллектуальную почву, на которой студенты смогут освоить тексты курса «Язык и мышление». Точно такая же практика используется в Бард-колледже в Нью-Йорке и многих других значимых университетах мира. Высшее образование не должно ограничиваться лишь трансляцией профессиональных знаний. Оно должно способствовать воспитанию в студентах адаптивности и гибкости.
Чтобы не запутаться в авторах и произведениях, ЕГУ составил путеводитель с комментариями по великим книгам, которые используются во время общеуниверситетской подготовки.
Index librorum / Список книг
1. «Прометей прикованный», Эсхил
За похищение огня Гефест приковывает Прометея по велению Зевса к скале под надзором младшего титана Кратоса. Узника посещают Океаниды, их отец Океан, Ио (возлюбленная Зевса, превращенная Герой в корову), случайно пришедшая к скале. Прометей рассказывает им, что он сделал для людей, выкрав огонь у богов, проклинает Зевса и пророчествует. Характер Прометея глубоко раскрывает его реплика из диалога с Гермесом: «Я никогда не променяю своего несчастья на твое рабское прислужничество».
Дирк ван Бабюрен. Вулкан, сковывающий цепями Прометея, 1623. Rijksmuseum.
Ex libris / Из книг
Упрёк нестрашный.
Это очень выгодно —
Глупцом казаться, если ты совсем не глуп.
Предводительница хора: Ни в чём ты больше не был виноват? Скажи.
Прометей: Ещё у смертных отнял дар предвиденья.
Предводительница хора: Каким лекарством эту ты пресек болезнь?
Прометей: Я их слепыми наделил надеждами.
Мудр, о, поистине мудр
Тот, кто впервые понял и вслух произнес:
С равными нужно
В браки вступать, чтоб счастье свое найти.
Если ты нищ и убог, то богатых, пресыщенных
И родовитых, надменных, напыщенных
Обходить старайся стороной.
Зачем это читать
Пьеса древнегреческого драматурга Эсхила «Прометей прикованный» — одна из самых известных античных трагедий, которая заняла важное место среди шедевров мировой литературы и оказала влияние на поэзию и драматургию последующих эпох. Образ главного героя стал нарицательным, к нему обращались и им вдохновлялись Гёте, Шиллер, Байрон и многие другие. На русский язык трагедию переводили Владимир Нилендер, Адриан Пиотровский, Соломон Апт.
Трагедия была написана предположительно в 444-443 гг. до н.э., но о первой постановке ничего не известно. Спустя тысячи лет после создания, «Прометей прикованный» не теряет актуальности. На социально-политическом уровне конфликт между героями тесно связан с общественными устремлениями времен жизни Эсхила, показавшего победу прогресса (Прометей) над деспотичной властью, которая лишь подавляет народ и останавливает развитие. На философском уровне противостояние героев — вечный общечеловеческий конфликт между «старым» и «новым».
2. «Облака», Аристофан
Стрепсиад — простой и необразованный афинянин, бывший крестьянин, он женился на девушке из знатного, но разорившегося рода, которой были необходимы и наряды, и общество. Из-за тяги к роскоши его сын наживает долги. Вопреки своей натуре Стрепсиад идет учиться к Сократу, надеясь избежать уплаты долгов с помощью новых знаний. Моральные принципы Стрепсиада уже не строятся на традиционных крестьянских ценностях. «Ты обладаешь хорошей памятью?» — спрашивает его Сократ. «Ей-богу, как придется», — отвечает Стрепсиад.
Коль мне должны, я помню замечательно. Коль должен я, — не помню ничегошеньки.
(«Облака», 484—485)
Типично представлен нам герой, который, едва схватив обрывки новой науки, поучает сына и кредиторов: «Ну, разве не видишь ты, как хорошо образование! Зевса, Фидиппид, ведь нет».
Перед нами переполненный зрителями амфитеатр; «Облака» Аристофана отравляют толпу ядом остроумного издевательства. Со сцены осмеивают — и с нравственной, и с физической стороны — замечательнейшего мужа Афин, спасшего народ от тридцати тиранов, спасшего в пылу битвы Алкивиада и Ксенофонта, осмеивают Сократа, воспарившего духом выше богов древности. Сам он тоже в числе зрителей. И вот, он встаёт с своего места и выпрямляется во весь рост, — пусть видят хохочущие Афиняне, похожа ли на него карикатура. Твердо, несокрушимо стоит он, возвышаясь надо всеми.
Сочная, зеленая, ядовитая цикута! Тебе служить эмблемою Афин, а не оливковой ветви.
(Ганс Христиан Андерсен, «Тернистый путь славы», 1855)
Ex libris
Не шевелись.
Когда же в рассуждениях
Заблудишься, оставь их, после вновь вернись,
Накинься, ухвати и осторожно взвесь.
Даю побить себя,
Немного жду, друзей зову в свидетели,
Еще немного — в суд тащу обидчика.
Зачем это читать
Пьеса поставлена в 423 году до н.э. на Великих Дионисиях. В ней Аристофан высмеивает софистов и новую софистическую философию, которая несет в себе много пустословия и туманность суждений. Комедия заставляет нас задуматься о природе образования и современного знания. В самом начале пьеса не получила полного признания, однако сегодня считается одной из лучших пьес Аристофана.
3. «О скоротечности жизни», Луций Анней Сенека
Великий римский философ Сенека рассуждает о скоротечности жизни в письмах к своему другу Паулину. Перед нами — размышления политика и делового человека, потерпевшего поражение и в политике, и в делах. Диалог написан около 49 года после возвращении Сенеки из трехлетней ссылки, которая подорвала его карьеру. Сенека пламенно убеждает собеседника изменить свою жизнь и заставляет нас задуматься о том, на что в действительности мы тратим свою жизнь.
Смерть Сенеки. Мануэль Домингес Санчес, 1841.
Ex libris
Нет, не мало времени мы имеем, а много теряем. Жизнь дана нам достаточно долгая, и ее с избытком хватит на свершение величайших дел, если распределить ее с умом. Но если она не направляется доброю целью, если наша расточительность и небрежность позволяют ей утекать у нас меж пальцев, то когда пробьет наш последний час, мы с удивлением обнаруживаем, что жизнь, течения которой мы не заметили, истекла.
Но чем мы заняты? Один погряз в ненасытной алчности, другой — в суете бесконечных трудов и бесплодной деятельности; один насасывается, как губка, вином, другой дремлет в беспробудной лени; одного терзает вечно зависимое от чужих мнений тщеславие, другого страсть к торговле гонит очертя голову по всем морям и землям за наживой; иных снедает воинственный пыл: они ни на миг не перестают думать об опасностях, где-то кому-то угрожающих, и тревожиться за собственную безопасность; есть люди, полные беззаветной преданности начальству и отдающие себя в добровольное рабство.
Откладывать что-то на будущее — худший способ проматывать жизнь: всякий наступающий день отнимается у вас, вы отдаёте настоящее в обмен на обещание будущего.
Многих захватила зависть к чужому богатству, многих — попечение о собственном; большинство же людей не преследует определенной цели, их бросает из стороны в сторону зыбкое, непостоянное, самому себе опротивевшее легкомыслие; они устремляются то к одному, то к другому, а некоторых и вовсе ничто не привлекает, они ни в чем не видят путеводной цели, и рок настигает их в расслаблении сонной зевоты. Вот уж поистине прав величайший из поэтов, чье изречение мы могли бы принять как оракул: «Ничтожно мала та часть жизни, в которую мы живем». Ибо все прочее не жизнь, а времяпрепровождение.
Зачем это читать
Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме и учитель Нерона.
На протяжении более чем двухсот лет трактаты и письма Сенеки составляли непременную часть школьной программы во Франции, а в иезуитских школах — и по всей Европе. У Сенеки ярко выражен совершенно особый взгляд на природу человека. У него нет идеи греховности человека и есть право на ошибку: «Ошибаться — человеческое свойство». Он признавал неограниченные возможности духовного совершенствования человека, неограниченные права распоряжаться всем своей жизнью: «Жить — значить сражаться». Глубокие и вечные темы, поднятые им: что такое счастье, куда уходит время жизни, — безусловно, остаются насущными для нас и сегодня.
4. «Божественная комедия», Данте Алигьери
В 1951 г. итальянское правительство в рамках подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения Данте заказало Дали серию иллюстраций к новому изданию «Божественной комедии». К сожалению, из-за политических разногласий заказ впоследствии был отменен. Но Дали сделал иллюстрации. В 1959 — 1963 годах в Париже увидели свет 100 ксилографий. Для этой работы потребовалось изготовление около 3500 деревянных досок, а вся работа заняла 55 месяцев.
Падший ангел, иллюстрация к «Божественной комедии» Сальвадора Дали.
Ex libris
Едва ли человек достигнет цели,
Когда в нем постоянно мысль одна
Сменяет мысль другую, и на деле
Они ослабят ум его тогда,
Поскольку утвердиться не успели.
Не все то лживо, что невероятно.
Поверь, земной пришелец, хуже нет,
Чем вспоминать о счастье в дни печали.
Чем ближе к совершенству каждый станет,
Тем ярче в нем добро и злее зло.
Бояться должно лишь того, в чем вред
Для ближнего таится сокровенный;
Иного, что страшило бы, и нет.
Зачем это читать
«Божественная комедия» признана одним из величайших памятников итальянской и мировой культуры. Она была написана Данте Алигьери в период с 1308 по 1321 годы, и считается последним великим произведением средневековой литературы. Это самое последнее и самое зрелое произведение автора. В 1373 году флорентийские правители даже решили учредить кафедру для изучения «Божественной комедии». Ее деканом был назначен Джованни Боккаччо.
Боттичелли, Пушкин, Гоголь, Пуччини, Бальзак, Лист, Блок, Ахматова, Борхес, Дали, Рахманинов и многие другие писатели, поэты, композиторы и художники обращались к тайнам «Божественной комедии» и вдохновлялись ей. Людей искусства непреодолимо влекла сакральность и недоступность великого текста. Так, Гоголь мечтал создать произведение, подобное «Божественной комедии». Каждая часть «Мертвых душ» должна была соответствовать дантовским «Аду», «Чистилищу» и «Раю». Но после завершения первой части «Мертвых душ» («Ада») Гоголь на протяжении 10 лет дважды пытался написать вторую часть, но все написанное отправлялось в огонь.
5. «Робинзон Крузо», Даниэль Дефо
Полное название романа — «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим».
Материалом для романа стало жизнеописание шотландского боцмана Селькирка, прожившего на необитаемом острове с 1704 по 1709 год. Но в отличие от Селькирка Робинзон не одичал на острове, а наоборот нравственно возрос и переменился. Впоследствии Джонатан Свифт оспорил мировоззренческий оптимизм Дефо в произведении «Путешествия Гулливера».
Иллюстрация к роману «Робинзон Крузо» Жана Гранвиля (ХІХ в.)
Ex libris
Но уж такова была моя судьба — из всех возможных путей я всегда выбирал самый худший.
… и как полезно было бы каждому из нас, сравнивая свое настоящее положение с другим, еще худшим, помнить, что Провидение во всякую минуту может совершить обмен и показать нам на опыте, как мы были счастливы прежде!
Может быть, вы найдете друга там, где меньше всего ожидаете встретить его.
Зачем это читать
«Робинзон Крузо» — это первый классический английский роман. Долгое время он занимал на книжном рынке лидирующее место по количеству изданных экземпляров. Именно «Робинзон Крузо» положил начало моде на псевдодокументальную художественную прозу. Интересно, что с течением времени роман, написанный изначально для взрослой публики, стал восприниматься как детское произведение, хотя на самом деле он ставит перед нами серьезные и глубокие вопросы о человеческой природе и влиянии западной цивилизации.
Преподавательский состав, работающий со студентами над этими текстами, — это специалисты из более чем десяти стран. Студенты получают знания и перенимают опыт белорусских, западноевропейских и американских преподавателей.
Преимущество образовательного процесса в ЕГУ — индивидуальный подход к обучению. Соотношение преподавателей и студентов 1:10, что позволяет качественно выстроить академический процесс. Преподаватели обладают богатым международным опытом и внедряют новейшие педагогические методы работы с текстами.
ЕГУ формирует уникальную интеллектуальную атмосферу, где студенты учатся взвешенно принимать решения и работать в команде, успешно применять полученные навыки и компетенции, качественно излагать и аргументировать собственные размышления.