02.08.2018 / 09:56

«Берите столько Беларуси, сколько можете, и вам никогда больше не будет больно за свою небелорусскость» 37

Пишет Стась Карпов.

Пока вы спали или пили «чай с брынзой» у нас здесь отгрохотала войнушка на тему белорусскости. Несколько любимых и уважаемых мной (видите, я умею делать самоспасательные реверансы) людей вступили в бескомпромиссную бла-бла-бла борьбу и все разгромно продули.

Кароче.

Сюжэтец прост. Игорь Скоринкин назвал себя белорусским блогером. Александра Боярина ему в этой белорусскости отказала, заявив, что «белорусский» — это такой человек, который является частью белорусского культуры.

То есть:

а) цитирует белорусскую литературу

б) цитирует белорусское кино

в) знает историю Беларуси с точки зрения белорусов.

А если не знает и не цитирует, то он просто белорусское население.

Игорь написал целый пост о том, что ему это слышать очень больно. И что он все равно ощущает себя белорусским.

Один бизнесмен назвал Сашу Боярину нацисткой.

После этого под постом Игоря появилось дохолеры добрых людей, которые наговорили всякой доброй херни. Но, поскольку херня была «против нацизма», то она не заслуживала осуждения.

Вадим Прокопчик от заявления бизнесмена и прочих, походу, охренел, о чем и написал. О чем я и прочитал.

Кстати, считаю, что Вадиму повезло: он охренел один раз, а я-то целых три.

Ну и о чем я с радостью хочу заявить?

Начнем сначала.

Не думал, что доживу до момента, когда буду защищать чью-то белорусскость. В смысле, не думал, что при моей жизни внутри белорусов разовьется вот такая разборчивость. Это же надо, чтобы множество звезд сошлось.

Но вот.

Что сказать. Я-то уверен, что единственный стопроцентный маркер «белорусского» — это самоназвание. Человек сам себя должен так называть.

Далее просто следует понять, как человек эту белорусскость воспринимает. Если для него Беларусь — это как для меня «улица Жудро», где я вырос — и не важно в составе какого района Минска она будет существовать — то дело, естественно, швах.

А если человек признает независимость Беларуси как ценность, признает белорусскую культуру как ценность — то вот он — самый настоящий белорус.

В противном случае — он такая же часть Беларуси, как и раковая опухоль часть человека.

Не так важно, насколько глубоко белорус знает беллит и историю с национальной точки зрения.

В нормальных странах люди чаще всего не слишком-то погружены в собственную культуру, особенно на уровне цитат классики.

Но именно это и есть признак здоровой нации: ты — ее часть не через цитаты и не через сознательный выбор. Ты не выбираешь быть ли человеком, ты не приходишь к выбору пола через долгие рассуждения. Ты знаешь, кто ты, — и не размышляешь про свое соответствие критериям.

В этом разрезе создание кем бы то ни было списка признаков белоруса, которым соответствует только он сам, мне напоминает проведение тендеров по-нашему. Кто в теме — тот поймет.

Ладно.

Не буду спорить. Ситуация в Беларуси ненормальная. Мы не французы, не англичане. У нас всё специфично.

Но это значит, что нам нужно быть еще более лояльными к способам входа «в белорусскость».

Все нормальные пацаны, те же евреи, на протяжении своего существования думали скорее, как бы сделать, чтобы «наших» было побольше. В критический момент при отсутствии мужчин, они даже передачу еврейства сделали «по маме». Не самый простой для укоренения в общественном сознании поступок, как по мне. Но можно посмотреть на результат.

Почему мы должны действовать иначе?

У нас такая ситуация, что люди входят в нашу культуру не органично, а через усилие и через решение.

Я вот такой человек. Вы другие?

Идентичные проблемы в своих культурах переживали те же чехи. Ну и?

ВХОЖДЕНИЕ — это процесс. На большинстве этапов становления «неофита», он, неофит, во многом не соответствует эталону, который существует в голове «коренного носителя».

А сам процесс вхождения далеко не всегда красив и идеален.

Люди входят в культуру в разном возрасте, на разную глубину.

И культура в них тоже проникает по-разному. По разным аспектам, различным образом и на разную глубину. Диффузия всегда не эталонна да и не имеет эталона. Так зачем эти три куцие правила «белорусского» белоруса? Неужели благодаря им нас станет больше? Где? На филфаке?

С другой стороны, вот человеку сказали, что он «не белорусский». А он давай горевать.

О чем это свидетельствует?

Ну, наверное о том, что он действительно не белорусский. Или, по крайней мере не в той степени в которой сам бы хотел.

Почему?

Потому, что нельзя человеку сказать, что он — не человек и зародить в нем обиду и сомнения.

Мне сто раз говорили, что я — не белорус. И что выглядит не как белорус. И пишу по-белорусски — не как белорус. И дружу не с теми, с кем дружат белорусы.

Ну и?

Никто не в состоянии у меня отобрать Беларусь или поселить во мне какое-то сомнение. Беларусь — моя. Никто на нее не имеет больше прав, чем мои. Вот так.

Если у вас Беларусь можно забрать фейсбучным комментом — это не проблема коммента.

Берите столько Беларуси, сколько можете, и вам никогда больше не будет больно за свою небелорусскость.

Теперь о нацизме.

Как по мне, то нацизм как способ начинается с маркирования оппонента каким-нибудь удобным словом, которое обозначит его как унтерменша в глазах определенного общества.

Антисемит — подходит. Нацист — подходит.

Советую тому бизнесмену задуматься, каким путем он идет и какими методами действует. Это синдром боевого Липковича, который элементарно лечится самокопанием, но очень быстро прогрессирует при отсутствии самокопания.

Вообще, прогрессивным людям широких взглядов я бы хотел сказать, что они, как мне кажется, внутри своего сознания создали настолько детальный воображаемый образ националистического чудовища, что не могут от него избавиться и копируют его во всем.

Заканчивая пост, в котором я заявляю, что все, кроме меня, не правы, я бы хотел призвать всех к миру и национальному согласию.

Хотел бы, но не буду.

Ругайте на здоровье. Так гораздо веселее.

8
gottalight / Ответить
01.08.2018 / 11:32
Да неафітаў добра стаўлюся. Мяне больш непакояць ашалелыя “прапаведнікі-гуру”, якія  цягнуць коўдру на сябе. Спачатку яны абвяшчаюць манаполію на мову, потым пачынаюць чыста па-фюрэрску абмерваць “беларускасць” тутэйшых. На поўным сур’ёзе разважаючы, хто з нас з’яўляецца носьбітам “пракаветна беларускага”, а хто не, каму трэба абвясціць анафему і назаўжды выгнаць з Мовы, а каму  дазволіць застацца ў сваім кружку выбраных.  І гэтак далей. Гэтыя вар’яты нават не ўсведамляюць, што так яны не спрыяюць адраджэнню Беларусі як феномена, але канчаткова заганяюць яе ў труну, раз’ядноўваючы грамадства. “Астанавіцесь!”(с)
2
Mienski chłopiec / Ответить
01.08.2018 / 11:40
Pradstaūniki nacmienšaściaū, takija, jak Ziser, adčuvajuć tut siabie jak tytulnaja nacyja, tamu j nia chočuć źmianieńnia sytuacyi, kab i nadalej ihnaravać fakt isnavańnia tytulnaj biełaruskaj nacyi dy kulttury, da jakich jany nia majuć anijakaha dačynieńnia. Takija jany, internacyjanalistyja, viernyja słužki kryvažeraū dy rusifikataraū.
4
хамса / Ответить
01.08.2018 / 11:51
>ўсе, акрамя мяне, няправыя,
блін, а думала, што апроч мяне) а па-праўдзе-то ўсе памыляюцца.. не выключэнне і вы, і я)
>Сварыцеся на здароўе. Так значна весялей.
да пары да часу.. пакуль добра не вывучыш катэгорыі людзей і тыповыя рэакцыі гэтых катэгорый на якуюсьці тэму (а потым робіцца сумна.. як гаварыцца - ну давайце здзівіце мяне)) кожны з нас завернуты на чымсьці.. і ён у палоне гэтай завернутасці.. веруючых (маецца на ўвазе не толькі ў бога, а ў любую ідэю) больш, чым людзей з самастойным крытычным мысленнем.. свядомасцю такіх людзей лягчэй маніпуляваць.. іх рэакцыі больш прадказальныя.. усё, што вы ад іх пачуеце - гэта, як правіла, лозунгі і штампы.. нечыя думкі, не свае.. і ўсе гэта ўжо шмат разоў было пачута і пабачана.. ну праўда ж, Карпаў, тэма перапалкі і пазіцыі, што выказалі бакі, гэта ж не раз было?)
п.с. часам думаю - як сумна мусіць быць мадэратару - ён жа даўно ўсіх ведае, і хто-што-калі можа сказаць - нічога новага.. не?
Показать все комментарии/ 37 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера