Кто может сдавать квартиру

Арендодателем может быть только собственник жилого помещения. Лицо, не являющееся собственником жилого помещения, может выступать в качестве арендодателя только при условии наделения его такими полномочиями собственником жилого помещения в предусмотренном законодательством порядке.

Порядок действий

Для того чтобы сдать квартиру официально, необходимо придерживаться следующего порядка действий:

1) Заключить договор найма

Поскольку именно договор является гарантом возникновения прав и обязанностей нанимателя в отношении арендуемого помещения, то он должен быть заключен до момента фактического пользования нанимателем сдаваемого в аренду помещения.

Форму договора найма можно найти на официальном сайте Министерства по налогам и сборам  nalog.gov.by.

Соглашение должно быть составлено в трех экземплярах и подписано двумя сторонами. Один из экземпляров хранится у арендодателя, второй — у нанимателя, третий — в учреждении, где происходила регистрация договора.

 В договоре прописываются:

  • паспортные данные сторон,
  • состав семьи нанимателя,
  • адрес и площадь помещения, которое сдается в аренду,
  • размер (в белорусских рублях) и способ оплаты (наличный, безналичный расчет),
  • сроки оплаты (точная дата, например, 1-й, 5-й, 31-й день каждого месяца),
  • внесенные залоги и предоплата,
  • порядок оплаты коммунальных услуг,
  • права и обязанности сторон,
  • условия досрочного расторжения договора,
  • правила проживания (например, разрешение на содержание домашних животных),
  • вопросы ремонта и возмещения ущерба.

Также можно прописать:

  • наличие мебели и бытовой техники и их состояние (в некоторых случаях целесообразно предварительно составить опись имеющегося к моменту заселения жильцов имущества и четко прописать порядок возмещения убытков),
  • назначение арендного помещения (данный пункт необходим, чтобы избежать нежелательного использования квартиры — под офис, студию, мастерскую и т. д.).

2) Зарегистрировать договор

Это можно сделать в местном исполнительном и распорядительном органе (горисполкоме, сельсовете и др.) или в организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда (ЖЭС, домоуправление).

Для регистрации договора потребуются следующие документы:

  • заявление, подписанное собственником помещения и гражданами, имеющими равное с собственником право на пользование жилым помещением,
  • паспорт или документ, удостоверяющий личность собственника жилого помещения,
  • 3 экземпляра договора найма,
  • технический паспорт,
  • документ, подтверждающий право собственности на жилье,
  • письменное согласие всех собственников (в случае, если сдается помещение, которое находится в совместной собственности),
  • домовая книга (при ее наличии).

3) Зарегистрироваться в качестве налогоплательщика

Для этого необходимо после заключения договора пойти в инспекцию по налогам и сборам по месту жительства. Для регистрации в качестве налогоплательщика необходимы следующие документы:

  • паспорт,
  • одна из трех копий договора найма жилого помещения,
  • копия технического паспорта,
  • выписка из лицевого счета обо всех прописанных на данной жилой площади лицах (берется в ЖЭСе),
  • согласие всех лиц, проживающих с арендодателем (при необходимости).

4) Оплатить налог

Налог на сдачу жилья в аренду оплачивается в фиксированных суммах. При этом суммы налога ежегодно утверждаются местными органами власти. Соответственно для различных населенных пунктов они разные и не зависят от полученного от аренды дохода.

Предусмотрены два способа оплаты налогов за сдачу жилья внаем:

1) Единым платежом за весь календарный год. В таком случае внести оплату нужно не позднее следующего рабочего дня, после установленного в договоре дня фактической сдачи помещения внаем. За каждый последующий календарный год оплата осуществляется не позднее первого дня года, за который вносится налог.

Важно: если налог оплачивается сразу за весь период, то в случае изменений налоговых ставок в течение года перерасчет производиться не будет.

2) Ежемесячный платеж. В таком случае оплата производится не позднее следующего рабочего дня после установленного в договоре дня фактического предоставления помещения в наем. Если квартира сдается не с первого дня месяца, то начисление фиксированных сумм происходит пропорционально количеству дней сдачи квартиры в этом месяце. В дальнейшем налог оплачивается ежемесячно, не позднее первого дня месяца, за который вносится оплата.

Важно: если изменится налоговая ставка, то сумма налога будет пересчитываться уже в следующем месяце.

Арендодатель освобождается от подоходного налога, если:

  • Помещение сдается внаем близким родственникам (степень родства должна быть подтверждена соответствующими документами),
  • Помещение сдается внаем молодым специалистам (статус молодого специалиста подтверждается копией трудовой книжки и копией свидетельства о направлении его на работу).

Если доход от аренды очень высокий

Сумма налога при сдаче жилья внаем фиксированная. Однако следует помнить, что если в течение календарного года доход от аренды превысил установленную сумму (в 2017 году она составляла 5555 бел. рублей), то он будет облагаться налогом по ставке 13%. При этом выплаченный в фиксированных суммах налог также будет учитываться. В такой ситуации необходимо будет до 1 марта подать в налоговую инспекцию декларацию о совокупном годовом доходе и доплатить необходимую сумму.

Советуем учесть основные правила оформления документов на сдачу жилья в аренду, тем самым вы сэкономьте своё время и силы!

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?