10.09.2018 / 09:19

Хочу сдать квартиру официально. С чего начать? 4

Появилась возможность сдавать жилье в аренду и хочется сделать это официально, чтобы жить спокойно и не бояться проблем с налоговой инспекцией, а также — гарантировать исполнение договоренностей и защитить свое имущество от неприятных происшествий. Что необходимо знать о процедуре заключения договора? Каков порядок действий и какие документы понадобятся?

Кто может сдавать квартиру

Арендодателем может быть только собственник жилого помещения. Лицо, не являющееся собственником жилого помещения, может выступать в качестве арендодателя только при условии наделения его такими полномочиями собственником жилого помещения в предусмотренном законодательством порядке.

Порядок действий

Для того чтобы сдать квартиру официально, необходимо придерживаться следующего порядка действий:

1) Заключить договор найма

Поскольку именно договор является гарантом возникновения прав и обязанностей нанимателя в отношении арендуемого помещения, то он должен быть заключен до момента фактического пользования нанимателем сдаваемого в аренду помещения.

Форму договора найма можно найти на официальном сайте Министерства по налогам и сборам  nalog.gov.by.

Соглашение должно быть составлено в трех экземплярах и подписано двумя сторонами. Один из экземпляров хранится у арендодателя, второй — у нанимателя, третий — в учреждении, где происходила регистрация договора.

 В договоре прописываются:

  • паспортные данные сторон
  • состав семьи нанимателя
  • адрес и площадь помещения, которое сдается в аренду
  • размер (в белорусских рублях) и способ оплаты (наличный, безналичный расчет)
  • сроки оплаты (точная дата, например, 1-й, 5-й, 31-й день каждого месяца)
  • внесенные залоги и предоплата
  • порядок оплаты коммунальных услуг
  • права и обязанности сторон
  • условия досрочного расторжения договора
  • правила проживания (например, разрешение на содержание домашних животных)
  • вопросы ремонта и возмещения ущерба

Также можно прописать:

  • наличие мебели и бытовой техники и их состояние (в некоторых случаях целесообразно предварительно составить опись имеющегося к моменту заселения жильцов имущества и четко прописать порядок возмещения убытков)
  • назначение арендного помещения (данный пункт необходим, чтобы избежать нежелательного использования квартиры — под офис, студию, мастерскую и т.д.).

2) Зарегистрировать договор

Это можно сделать в местном исполнительном и распорядительном органе (горисполкоме, сельсовете и др.) или в организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда (ЖЭС, домоуправление).

Для регистрации договора потребуются следующие документы:

  • заявление, подписанное собственником помещения и гражданами, имеющими равное с собственником право на пользование жилым помещением
  • паспорт или документ, удостоверяющий личность собственника жилого помещения
  • 3 экземпляра договора найма
  • технический паспорт
  • документ, подтверждающий право собственности на жилье
  • письменное согласие всех собственников (в случае, если сдается помещение, которое находится в совместной собственности)
  • домовая книга (при ее наличии)

3) Зарегистрироваться в качестве налогоплательщика

Для этого необходимо после заключения договора пойти в инспекцию по налогам и сборам по месту жительства. Для регистрации в качестве налогоплательщика необходимы следующие документы:

  • паспорт
  • одна из трех копий договора найма жилого помещения
  • копия технического паспорта
  • выписка из лицевого счета обо всех прописанных на данной жилой площади лицах (берется в ЖЭСе)
  • согласие всех лиц, проживающих с арендодателем (при необходимости)

4) Оплатить налог

Налог на сдачу жилья в аренду оплачивается в фиксированных суммах. При этом суммы налога ежегодно утверждаются местными органами власти. Соответственно для различных населенных пунктов они разные и не зависят от полученного от аренды дохода.

Предусмотрены два способа оплаты налогов за сдачу жилья внаем:

1) Единым платежом за весь календарный год. В таком случае внести оплату нужно не позднее следующего рабочего дня, после установленного в договоре дня фактической сдачи помещения внаем. За каждый последующий календарный год оплата осуществляется не позднее первого дня года, за который вносится налог.

Важно: если налог оплачивается сразу за весь период, то в случае изменений налоговых ставок в течение года перерасчет производиться не будет.

2) Ежемесячный платеж. В таком случае оплата производится не позднее следующего рабочего дня после установленного в договоре дня фактического предоставления помещения в наем. Если квартира сдается не с первого дня месяца, то начисление фиксированных сумм происходит пропорционально количеству дней сдачи квартиры в этом месяце. В дальнейшем налог оплачивается ежемесячно, не позднее первого дня месяца, за который вносится оплата.

Важно: если изменится налоговая ставка, то сумма налога будет пересчитываться уже в следующем месяце.

Арендодатель освобождается от подоходного налога, если:

  • Помещение сдается внаем близким родственникам (степень родства должна быть подтверждена соответствующими документами)
  • Помещение сдается внаем молодым специалистам (статус молодого специалиста подтверждается копией трудовой книжки и копией свидетельства о направлении его на работу).

Если доход от аренды очень высокий

Сумма налога при сдаче жилья внаем фиксированная. Однако следует помнить, что если в течение календарного года доход от аренды превысил установленную сумму (в 2017 году она составляла 5555 бел. рублей), то он будет облагаться налогом по ставке 13%. При этом выплаченный в фиксированных суммах налог также будет учитываться. В такой ситуации необходимо будет до 1 марта подать в налоговую инспекцию декларацию о совокупном годовом доходе и доплатить необходимую сумму.

Советуем учесть основные правила оформления документов на сдачу жилья в аренду, тем самым вы сэкономьте своё время и силы!

Анна Володина

2
па вул. Шаранговіча / Ответить
04.09.2018 / 10:26
складана напісалі. я 4 гады таму рабіў так: прыйшоў у РКЦ па месцы жыхарства. там усе расказалі, дапамаглі аформіць і куды ў падатковай ісці падказалі. профіт.
4
валун / Ответить
04.09.2018 / 11:32
Вельмі скадана распісалі ўсё. Думаю пасля чытання тэкста жаданне ў некаторых пра афіцыйную здачу знізілася. Трэба пісаць так, каб людзі зразумелі, што гэта даволі лёгка зрабіць. А пакуль, тут вельмі ўсё марудна атрымлівацца. 
0
1 / Ответить
06.09.2018 / 19:26
Тыповая дамова з РКЦ вельми слаба абараняе ўласніка жытла ад недобрасумленнага арандатара, а дамагчыся рэгістрацыі дамовы ва ўласнай рэдакцыі -- той яшчэ квест.
Показать все комментарии/ 4 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера