17.09.2018 / 16:03

Белорусская провинция, безработица и куртка в рассрочку. В прокат вышел фильм, который критики называют национальным открытием 39

Сентябрь в этом году принес открытия тем, кто в киноафише давно искал белорусский продукт, — то есть почти всем нам.

В конце августа было не попасть на премьерные показы фильма «Хрусталь» Дарьи Жук, который с успехом и сегодня демонстрируется в кинотеатрах. С 13 сентября эстафету переняла еще одна отечественная лента — «Завтра», созданная режиссером из Мозыря Юлией Шатун.

Юля Шатун.

В 2017 году «Завтра» был признан лучшим национальным фильмом на 24-м кинофестивале «Лістапад», впоследствии он завоевал четыре награды на Марсельском кинофестивале.

И это притом, что у фильма не было почти никакого бюджета: главных героев сыграли родители и брат Юли, а съемочный и постсъемочный процесс осуществлялся ею и ее другом Никитой Александровым. Первоначально ни он, ни сама режиссер не планировали, что лента будет участвовать в конкурсах международного уровня — фиксировали очередное home-видео с элементами игры.

Сценарий был всего лишь на 8 страницах. И при всем этом получилось кино, красноречиво показавшее жизнь белорусской провинции.

Кадр из фильма.

«Хрусталь» хотя и затрагивает сегодняшнюю действительность, но все же это фильм о 90-х. Юлия Шатун же полностью погружается в мир, в котором мы существуем здесь и сейчас.

Главный герой, 56-летний Анатолий, в прошлом — учитель английского языка, сегодня — постоянно в поисках работы. Он, конечно, имеет какую-то копейку на репетиторстве, но денег все равно не хватает. В Мозыре, где и разворачиваются события, мужчину в таком возрасте не ждут ни в качестве грузчика, ни в качестве продавца. А места, где он и мог бы дотянуть до пенсии, уже заняты. Обзвонив едва ли не все номера по газете с вакансиями, Анатолий на пару с взявшейся ему помогать женой отправляется разносить по домам рекламные листовки. Следуя по его маршрутам, мы, собственно говоря, не открываем для себя ничего нового: старые дома без удобств, унылые панельки, пенсионеры, которые на каждом шагу продают «закатки», чтобы заработать копейку, грязные подъезды и вечный ремонт.

Эмоционально бьет разве что эпизод, где Анатолий приходит на рынок, чтобы отдать часть денег за куртку сына, которую они купили в рассрочку на 4 месяца. Такая практика известна белорусам не первый год, но каждый раз передергивает от сознания, что это о нас.

По сравнению с «Хрусталем», здесь нет ни динамики (фильм медленный, как и наши маленькие города с их населением), ни музыки, ни ярких красок. Складывается впечатление, что режиссер намеренно рассказывает эту достаточно депрессивную историю на фоне одного из самых неэстетичных времен года — поздней осени, когда выпадает первый мокрый снег, все это быстро тает и превращается в грязную кашу. Но в интервью она признается, что просто не любит яркие цвета и зелень на экране. Зато, очевидно, ценит общие планы, панорамы и работает как пейзажист, не жалея на свое полотно красок: ну, что поделаешь, если пейзажи вокруг такие? Министр культуры назвал фильм «Завтра» «чернухой»: видимо, он живет в параллельной реальности, в которой Беларусь выглядит как-то иначе. У Шатун же показана наша повседневность — сгущать краски намеренно в этой документалке никто даже и не пытался: видно, что создатели фиксируют реальность, никак не выражая отношения к ней. Но от этого она не менее безутешна. «У меня от вашего фильма щемящая жалость ко всем нам», — произнесла одна из зрительниц.

Фильм Шатун — созерцательный и вдумчивый. Он вряд ли понравится тем, кто любит мир Marvel с его супергероями: режиссер симпатизирует слабым персонажам.

Супергероев здесь нет: после того как Анатолий, на протяжении многих лет напрасно приобретавший лотерейные билеты, наконец выиграет путевку на курорт, он туда не едет. Задавая себе вопрос почему, кто-то находит самый первый, банальный ответ: потому что у них нет денег даже на купальники. Но, на мой взгляд, объяснения здесь куда глубже. Они запрятаны где-то в самом названии фильма. Само слово «завтра» содержит в себе многослойный символизм, затрагивающий множество аспектов нашей жизни: страх перед будущим, откладывание средств на черный день, надежда на чудо, которое вот-вот произойдет (и иногда его ожидание куда приятнее, чем развязка)…

Одной из самых характерных сцен фильма для меня стал буксирующий мусоровоз, который застрял в снегу и долго не мог двинуться с места. В итоге он все же выбирается из «ловушки». Обычное дело, но для водителя — победа. Так и этот фильм, он, конечно, не о супергероях, но о людях, которые живут (иногда — выживают), но на них держится свет. А супергерой… Наверное, он придет завтра?

В кино — вот что не может не радовать — уже пришли белорусские картины: вслед за Минском «Завтра» будет демонстрироваться и в других городах Беларуси.

Катерина Карпицкая, фото из архивов Юлии Шатун

9
Васіль / Ответить
15.09.2018 / 00:51
Няўжо беларускі кінематограў абаджаецца ад доўгай спячкі.
5
Виталий / Ответить
15.09.2018 / 07:40
Человек "на коленке" и за три копейки сделал фильм, который рвет международные кинофестивали. А "Партизанфильм" вваливает бюджетные миллионы в свои "Тумпабидумы" и прочие трахтибидохи. И что в итоге? Кому они интересны?
4
Лясны брат / Ответить
15.09.2018 / 08:09
Цуд ён, а не цуда. Выпраўце памылку.
Показать все комментарии/ 39 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера