22.09.2018 / 17:05

Экономисты предлагают либо упразднить 20 районов Беларуси, либо радикально перейти к 15 областям с 450 волостями 66

11—12 сентября в Беларуси находилась делегация Конгресса местных и региональных властей Европы. С участием представителей верхней палаты белорусского парламента, экспертов из Франции, Италии, Нидерландов, Греции, Румынии и Беларуси был проведен круглый стол по вопросам местного самоуправления.

Наиболее актуальные из них касались условий дальнейшего развития системы местного самоуправления. По мнению экспертов, возрастание роли местных органов власти невозможно без совершенствования системы административно-территориального деления (АТД). Белорусские ученые, в свою очередь, уже сегодня готовы предложить возможные варианты.

Фото Сергея Гудилина.

Мягко или радикально?

Ученые полагают, что белорусская система АТД не является оптимальной. Это видно хотя бы по тому, что сегодня существуют значительные различия регионов одного ранга по численности населения, уровню социально-экономического развития и обеспеченности инфраструктурой.

— Такая ситуация привела к тому, что существующее административно-территориальное деление не совпадает с актуальными территориальными социально-экономическими сообществами, которые отражают процесс районообразования. Поэтому в некоторых случаях сложно добиться комплексного развития территории. Речь идет о взаимном экономическом, социальном, демографическом, экологическом и инновационном развитии районов, — считает кандидат экономических наук, заведующий отделом мировой экономики и внешнеэкономических исследований Института экономики Национальной академии наук Татьяна Вертинская.

Сегодня районы страны отличаются и по размерам, и по транспортной доступности районных центров. Так, четыре из шести областных центров находятся на расстоянии более 200 км от центра страны, а 16 районных центров расположены ближе к Минску, чем к центрам своей области.

Слишком большая удаленность отдельных районов от областной администрации оказывает негативное влияние на эффективность решения ряда местных задач. В отдельных районах и особенно в сельсоветах сложилась тяжелая демографическая ситуация: миграционная убыль, превышение смертности над рождаемостью.

— Это привело к опустению деревень и поселков. Параллельно с депопуляцией и старением населения проблемой остается тот факт, что большинство первичных единиц административно-территориального деления не имеет достаточных финансовых и кадровых ресурсов для обеспечения необходимого минимума государственных услуг, — отметила Татьяна Вертинская.

По ее мнению, чтобы решить острые социально-экономические проблемы такого характера, в Беларуси необходимо ориентироваться на так называемый мягкий вариант совершенствования системы АТД, согласно которому нужно объединять сельсоветы тех населенных пунктов, численность населения в которых сокращается. Таким образом будет повышаться эффективность работы местных органов власти.

По оценкам ученых, в основе дальнейшего совершенствования АТД страны должно находиться в том числе и обеспечение приближенности органов местного управления и самоуправления к населению — это позволит гражданам более широко участвовать в решении местных проблем и качественно оказывать социальные услуги населению. Кроме того, важна и оптимизация численности государственных служащих и сокращение расходов на их содержание без ущерба для государственного территориального управления и национальной безопасности.

— К настоящему времени не накоплено критической массы проблем и недостатков существующего АТД, поэтому радикальных подходов к изменению сети не требуется. Нашей стране необходимо ориентироваться на эволюционный, т.е. мягкий путь ее совершенствования, — пояснила Татьяна Вертинская.

Ратуша в Шклове. Фото Сергея Гудилина.

Сократить до 100

Мягкий вариант изменения АТД может предусматривать объединение ряда городов областного подчинения (например, Барановичи, Пинск, Бобруйск) с одноименными районами, как это произошло в других областях. Можно объединить и горисполкомы областных центров с исполкомами одноименных районов.

«Кроме того, целесообразно объединение районов с численностью населения менее 20 тысяч человек с соседними более крупными районами с учетом транспортной доступности районных центров, уже сложившихся производственных и социально-культурных связей, а также мнения проживающего там населения. Общее количество районов предлагается сократить до 95—100», — сообщила Татьяна Вертинская.

Также белорусские ученые предлагают создание самостоятельной административно территориальной единицы — Минского столичного округа в составе Минского района, который объединит города-спутники Минска.

В настоящее время ряд из названных направлений уже осуществляется в Беларуси. Например, в Минской области в 2006 году изменения произошли в Солигорском, Пуховичском, Мядельском районах; в 2007 — в Клецком и Березинском. В 2009 году территории 32 сельсоветов были изменены.

Скараціць да 100

Мяккі варыянт змены АТД можа прадугледжваць аб'яднанне шэрагу гарадоў абласнога падпарадкавання (напрыклад, Баранавічы, Пінск, Бабруйск) з аднайменнымі раёнамі, як гэта адбылося ў іншых абласцях. Магчыма аб'яднаць і гарвыканкамы абласных цэнтраў з выканкамамі аднайменных раёнаў.

«Акрамя таго, мэтазгодна аб'яднанне раёнаў з колькасцю жыхароў менш за 20 тысяч чалавек з суседнімі больш буйнымі раёнамі з улікам транспартнай даступнасці раённых цэнтраў, вытворчых і сацыяльна-культурных сувязяў, якія ўжо склаліся, а таксама меркавання насельніцтва, якое там пражывае. Агульную колькасць раёнаў прапануецца скараціць да 95—100», — паведаміла Таццяна Вярцінская.

Таксама беларускія навукоўцы прапаноўваюць стварэнне самастойнай адміністрацыйна- тэрытарыяльнай адзінкі — Мінскай сталічнай акругі ў складзе Мінскага раёна, якая аб'яднае гарады — спадарожнікі Мінска.

Цяпер шэраг з названых кірункаў ужо ажыццяўляецца ў Беларусі. Напрыклад, у Мінскай вобласці ў 2006 годзе змены адбыліся ў Салігорскім, Пухавіцкім, Мядзельскім раёнах; у 2007 — у Клецкім і Бярэзінскім. У 2009 годзе тэрыторыі 32 сельсаветаў былі зменены.

А если все же радикально?

Однако, как показывает опыт других стран, изменения в АТД реализуются поэтапно и могут занять период как минимум в десять лет.

Важно подчеркнуть, что такая реформа, как правило, происходит одновременно с совершенствованием региональной финансово-бюджетной системы и укреплением института местного самоуправления. В этом случае за основу административно-территориальной реформы может быть взят вариант, определенный в 2003 году в проекте Концепции реформирования местного управления и самоуправления в Беларуси и рабочей группой, которая была создана при Национальной академии наук Беларуси.

Его суть заключается в переходе от трех звеньев системы (сельсовет, район и область, или первичный уровень, базовый и региональный) к двум (район и область) и в нахождении оптимальных размеров административно-территориальных единиц, которые позволяют более эффективно реализовывать принципы и функции местного управления и самоуправления, закрепленные за соответствующими уровнями.

Реализация этого подхода предполагает создание вместо 6 областей 15—18 новых областей (округов) со средним радиусом доступности от 43 до 80 километров. Базовой административно-территориальной единицей вместо 118 районов и около 1200 сельсоветов может стать новый район или община, волость. Таких единиц в стране целесообразно иметь 450—475 со средним радиусом доступности 14—17 километров.

Их центрами могут стать районные центры, города областного и районного подчинения, поселки городского типа, а также равномерно распределенные по территории крупные агрогородки.

— Научное обоснование различных вариантов изменения административно-территориального деления в Беларуси требует разработки соответствующей научной концепции с участием экономистов, юристов, экологов, социологов, архитекторов и градостроителей, a также представителей органов местного управления и самоуправления различных уровней и инициативных групп местных сообществ, — резюмировала Татьяна Вертинская.

10
belariy / Ответить
22.09.2018 / 16:32
падтрымліваю ўсімі рукамі і нагамі. а то рэальна зядзяўбсьціся можна, пакуль даедзеш да таго Віцебску, заднаго краю вобласьці да іншага, дзеля якой-небудзь адзінай паперкі.
21
яўхім / Ответить
22.09.2018 / 16:35
Прапаную Беларусь падзяліць на графствы.
5
I'm sorry, Dave. I'm afraid I can't do that / Ответить
22.09.2018 / 16:41
Ды няхай да 100-500 тысяч кандамініумаў ды прыватных гаспадарак. Толькі адміністрыраваць гэта павінен штучны інтэлект, а ўсім чыноўнікам - шуфель у рукі і працаваць. 
Показать все комментарии/ 66 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера