Страшно признаться, но я время от времени смотрю «Вечерний Ургант». Я знаю, что это пропаганда. Я знаю, кто такая на самом деле Мария Захарова. Но смешно. Смешно, черт побери! И вот, бывает, смотришь и кривишься. А потом хохочешь. А потом снова кривишься. Но смотришь. Когда я узнал, что сразу два направленных на белорусского зрителя канала, «Белсат» и «БТ», запускают шоу в формате Late Night, то сильно обрадовался. Вот же, подумал, можно будет теперь вместо Вани Урганта смотреть на своих, родненьких. И, может, даже иногда и усмехаться.

Про белсатовское шоу «Хай Так TV» много говорить не буду, потому что был в нем гостем, и поэтому не имею этического права. Вы это шоу можете посмотреть здесь:

А на шоу «Макаёнка, 9» хотелось бы остановиться. Ведь там и ресурс другой, и размах был с плеча. Сразу отмечу, что смешным получился разве что пиджак Перлина. Кто его изготовил? «Гомельобои»? «Брестские ковры»? В любом случае это «зачот», Киркоров должен задохнуться от зависти.

Все остальное оставляет ощущение, хорошо знакомое белорусскому зрителю, когда он сталкивается с любой продукцией локального видеопроизводства: жгучую неловкость.

Ну посмотрите на людей в студии. И на ТНТшные шоу, и к Ване в студию приглашают гламурных молодух и статных парнишек. Обыватели в майках-алкоголичках, вроде меня, глядя на Ваню с просиженных диванов, начинают сразу ощущать свою причастность к высшему свету. А спустя десять мин они уже чувствуют себя не затоптанными жизнью лузерами, а почти звездами твиттера. Да и как не смеяться, если там, в ящике, такие красивые и хорошо одетые делки хохочут. А посмотрите на публику у Перлина.

Знаете, что это напоминает? По атмосфере, характеру шуток, дресс-коду? «Юмористическую программу «Вокруг смеха». Год этак 1978-й. Сравните, кстати.

Здесь тоже есть выступления «звезд эстрады», незлобливые пародии и сдержанные аплодисменты зала. Главный вопрос: кто здесь целевая аудитория? Если «целёвка» — те обаятельные бабушки, которые, как подано режиссером, метко шутят над едой в фудкорте «Песочницы», то здесь сразу представляется, как такие же бабушки в своих домах, перед телевизорами, отпускают такие же едкие комментарии о самом шоу «Макаёнка, 9». «Какое-то гарпачо». «Это «фу». «В «Магдональсах» такое подают, наверна». «Несварение стопроцентное».

Если же в качестве целевой аудиторией предполагается публика, которая смотрит Урганта на Youtube, то здесь и набор гостей, и качество шуток должно быть другим. Анатолий Ярмоленко? Вы серьезно? Владимир Новицкий? «Штааа»?

Шквал дизлайков на Youtube, замеченный абсолютно всеми, был вполне предсказуем. Иначе и произойти не могло. Ведь это то же самое, что взять деньги на «популярный твиттер-канал», а потом заполнить его шутками Петросяна из «Смехопанорамы» и еще удивляться: «Что не так?»

И потом вот посмотрите: в «Вечернем Урганте» есть осторожные, в канве идеологии федеральной государственности, шутки «за политику». Но дело в том, что общая политическая культура там, в России, несколько иная. Вспомним хотя бы отравителей Скрипалей: нужно было иметь еще какое чувство юмора, чтобы выставить вероятных киллеров болванами перед всем миром. Лавров при всей массе вопросов к нему — человек с чувством юмора, и, главное, это чувство ему разрешено демонстрировать даже в зарубежной политике (вспомните отдельные международные заявления его ведомства).

Белорусская система и ее население состоят из покерфейса и серьезности. Пригласи Перлин в студию Макея — и нам всем пришлось бы краснеть от усилий разумного человека не юморить, сохранить чугунную серьезность.

И зачем Перлину в кадре понадобился Лукашенко?

Коню ведь ясно, что ни Перлин, ни кто иной в этой стране без крупных осложнений для себя шутить про Лукашенко не имеет права. Так зачем мешать попытки пошутить и официоз, который должен сохранять свою незыблемость?

«Вот это точно то место, где президенты будут обедать». Ого-го! «Здесь даже ножик есть»! Как смешно, ну! Понятно, что, запуская новый телепроект, очень хочется прогнуться. Даже если таких задач не ставили. Но запомните, дорогие вы мои: прогибы никогда не бывают смешными. Смех — это всегда свобода.

Смех прямиком выбегает из наличия той свободы. Поэтому искать сюжеты, темы и гостей стоило бы в местах, где свободы больше. Не в государственном руководстве точно.

И еще о гостях: за последние годы у нас сложилась система «двойной бухгалтерии символического капитала». Когда на высокую сцену приглашаются не те, кто действительно знает, как шутить, или писать пьесы и романы, или снимать «кины», а те, кто имеет заслуги перед системой. Есть «гамбургский счет», по которому каждая собака в стране знает, кто здесь лучший писатель, или режиссер, или комик-стендапер. А есть «официальный счет», в котором — совершенно иная обойма.

В нее попадаешь через концерты «За Беларусь», унылые статьи в официальной (и нечитаемой!) прессе и прочие прогибы. Прогибы те сделаны не талантливо, а потому не имеют будущего.

Но во внимание принимается исключительно их количество. Однако в итоге-то качество определяет именно «гамбургский счет». И на «Оскар» выдвигается все же «Хрусталь», а не «Рыжий пес».

Последнее. Россия — отнюдь не образчик свободы слова и шуток без ограничений. Но она может каким-то образом позволить себе такой феномен, как Поперечный, не выбирает слов, шутя хоть бы насчет своей девушки (бедная она!), хоть бы о политике и выборах. Посмотрите, кстати, вот у этого видоса — 7 лямов просмотров.

И заметьте, это не русский Youtube смотрит, как Перлин плоско перешучивается с Новицким. Это байнет липнет к рунету, потребляя юмор Поперечного.

Ведь надо драматично недооценивать своих зрителей, чтобы выдавать за «первое национальное Late Night Show» абсолютный аналог «Голубого огонька — 1980»:

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?