Музей представил стеллаж старинных религиозных книг из своих фондов. Самая старая — виленская Триодь постная 1609 года. Великое Княжество тогда готовилось к походу на Москву, и издательский дом Мамоничей выпустил тираж этой богослужебного книги специально для продажи в России. Поэтому книга оформлена скромно, без ангелов и химер, в стиле тогдашних московских изданий — чтобы не шокировать покупателей.
Но основа выставки — это все же старинные иконы из фондов академического музея. Причем, что ни икона — то шедевр. В Музее древнебелорусской культуры хранится множество шедевров, но видят их немногие — музей находится далеко от центра, в одном из зданий Академии наук (Сурганова 1/2).
Чудо Архангела Михаила из Парохонска, Пинский район — одна из самых больших по размеру и самых экспрессивных на выставке.
В выставочном зале более 30 икон, три из них — XVII века, самая молодая — 1938 года.
Больше всего — с Брестчины и с севера Беларуси (Глубокое, Поставы, Докшицы, Браслав).
Мадонна с младенцем из Мостовского района. XVIII век.
На выставке только одна икона с Могилевщины — Богоматерь Балыкинская. Перед войной Белорусский государственный музей передал этот список чудотворной иконы на выставку в Москву, а вернуть не успели. Так икона и сохранилась. Сама чудотворная икона Богоматерь Балыкинская с XVIII века хранилось в селе Балыкино (ныне в Брянской области), теперь утрачена.
Богоматерь Балыкинская с Могилевщины, XVIII век. Единственное на выставке произведение, написанное на досках, а не на холсте.
Можно увидеть Иоанна Богослова, в XVIII — XIX вв. написанного поверх униатского епископа Иосафата Кунцевича. Отсюда характерные одеяния, поза, антураж.
Рядом — изображения Александра Невского. В некоторых иконах явно проступают черты сарматского портрета.
Иоанн Богослов из Высокого, Александр Невский с Глубоччины и Кобрина (внизу). Верхнюю икону передали в церковь крестьяне деревни Черневичи в ознаименование отмены крепостного права.
Можно увидеть уникальные для Беларуси сюжеты — погребение Марии Египетской и отречение апостола Петра. Образ Марии Египетской, святой, которая была блудницей, но раскаялась и 47 лет прожила в пустыне, в 1779 году создал брестский мастер Бенедикт Павловский. В настоящее время известен еще одна его работа, написанная в Кодени, неподалеку от Бреста, но за Бугом, на польской стороне границы.
«Отречение апостола Петра» привезли из Лунинца. Художник изобразил рядом с апостолом петушка — словно процитировал Христа: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня».
Отречение Святого Петра, конец XVIII — начало XIX вв. Символический петух кричит в левом верхнем углу.
Большая часть выставки — изображения Богоматери с младенцем. Самый старый здесь — 400-летний список чудотворной Белыничской иконы. Сама Белыничская икона исчезла в последнюю войну, сохранилось два древних списка: этот, из деревни Тарейки Несвижского района, и еще один в храме деревни Новая Мышь под Барановичами.
Посетительницы рассматривают старинную Белыничскую икону Божией Матери. Слева — диаконская дверь с изображением архидиакона Стефана, деревня Дивин Кобринского района.
Великолепная Божья Матерь из Ружан, список австрийской иконы из города Пассау. Этот образ прославился в битве под Веной 1683 года, когда европейская коалиция, в ее составе и Речь Посполитая, одержала победу над Османской империей. С Пасовской, как ее стали называть, иконы стали делать списки и у нас.
Божья Матерь Пасовская из Ружан и милая икона Богоматери из Докшиц (внизу).
Самой молодой иконе — 80 лет, это Божья Матерь Ченстоховская из деревни Пелище в Каменецком районе.
Божья Матерь Ченстоховская 1938 года. Рядом — Божья Матерь Песчаная (список краковской иконы) из Глубокого и Божья Матерь Бердичевская из деревни Субботы Дрогичинского района (внизу справа).
Обратите внимание на месяц с человеческим лицом внизу иконы Божьей Матери Бердичевской. Возможно, это символ Тышкевичей, основавших монастырь в Бердичеве, — месяц был на их гербе, пояснила куратор выставки Галина Фликоп-Свито из Музея древнебелорусской культуры.
«Непорочное зачатие» из Браслава, начало XIX века. Божья Матерь стоит на земном шаре, попирает змея-искусителя с яблоком — символ людских грехов.
Увидеть шедевр в итальянском стиле — Докшицкую Мадонну с лилиями и тюльпанами, загадочную Мадонну в черном и еще 30 шедевров можно до 10 марта (Музей истории белорусской литературы в Троицком предместье, улица Богдановича, 13, Минск).
Выставка открыта каждый день, кроме воскресенья, с 9:30 до 17:30 (касса работает до 17:00), а по средам - с 9:30 до 19:00 (касса работает до 18:30).