Дочитал новую книгу Андрэя Горвата «Прэм’ера». Кто не в курсе, это такой модный белоруский писатель. Служил дворником в театре Купалы, потом бросил искусство, уехал в деревню, завёл козу и блог, и теперь его любит вся прогрессивная молодь Беларуси.
У него космические тиражи по 10 000 экземпляров. Своими глазами видел очереди за его первой книгой. Пишет строго «па-беларуску».
Новая книга — пьеса о том, как в театре Купалы ставят спектакль по его сценарию.
Самая интересная для меня часть — та, где Горват едет в Париж.
На самом деле, он не едет в Париж.
Когда люди «едут в Париж», у них не бывает такого оглушительного восторга. У Горвата эмоции пилигрима, он совершает паломничество. Париж для него — как Храм Гроба Господня для верующего.
Деталь — во время поездки его мучает страх, что Парижа нет.
— Если бы Париж существовал, там жили бы все. Если все не живут в Париже, значит его нет.
У Горвата очень плотный, насыщений текст. Ни слога лишнего. Но когда он пишет про Париж, его текст рассыпается, становится прозрачным и поэтичным, как у мистика, который пережил озарение.
Горват страстно влюблён в Европу. При этом, у него нет отторжения к своей деревне и Минску. На его ментальной карте глухая полесская деревня с козой и Минск — это далеко от Парижа, но в парижской орбите.
Скорей всего, Горват озвучил общее мнение молодых белорусов о себе и своей стране. Если бы это было не так, его никто бы не читал.
P.S. про «глубокую интеграцию»: Россия предлагает Горвату вместо Парижа поехать в Петушки. С чемоданом водки и боярышника, вместо багета и бутылки вина. Не уверен, что ему и его читателям это понравится.