Куинджи. «Ай-Петри. Крым».

Куинджи. «Ай-Петри. Крым».

История украинца, который похитил из Третьяковской галереи картину «Крым» Архипа Куинджи, меня шокировала буквальным повторением того, что однажды уже происходило. С картиной Леонардо да Винчи. На фоне оскорбленного итальянского самолюбия.

Стало казаться, российские СМИ перестали акцентировать, что совершивший кражу 32-летний Денис Чуприков является уроженцем Симферополя, именно за тем, чтобы погасить все нежелательные ассоциации. Ведь эту историю можно прочитать так: Россия «вернула у Украины» Крым, после чего крымчанин (живет в Москве с 2013 года) решил «вернуть у России» Куинджи.

Знаете, как Джоконда стала Джокондой? Любой историк искусства вам расскажет, что по состоянию на конец XIX века «Мона Лиза» считалась одним из наименее интересных произведений коллекции Лувра. У нее был коротенький всплеск популярности, когда Наполеон конфисковал ее и повесил в своей спальне, но после возвращения в музей про шедевр да Винчи почти забыли: картина висела потемневшая от времени, а главным своим достоянием Лувр считал «Вознесение Девы Марии» Мурильо.

И вот пришел 1911 год, и Джоконду украли. У историков медиа есть версия, что исчезновение Джоконды было первой медийной сенсацией в современном понимании этого слова: даже гибель «Титаника» в 1912-м оказалась не способна отвлечь внимание газет от вопроса «кто убил Лору Палмер»: кто стибрил Мону Лизу.

Картину вынесли прямо из музейного зала. Кто-то обернул ее какой-то тряпкой и скрылся через служебные двери. Про Джоконду писали газеты, ее репродукцию целыми месяцами печатали на обложках журналов. Начался хайп, как сказали бы теперь. «Мона Лиза» раз и навсегда стала самым известным произведением Леонардо.

Но самое интересное началось спустя два года, когда к директору итальянской галереи Уффици пришел какой-то шпундик по имени Винченцо Перуджа и предложил принять в коллекцию подлинник Леонардо. Осмотрев предложенное полотно, галерист узнал в нем «Мону Лизу». Перуджу арестовали, а Джоконду пустили в триумфальное странствие по Италии. Леонардо да Винчи, как известно, итальянский художник. И что эта Джоконда делала в Париже — отдельная тема для разговора. Так вот. Перуджу посадили. Но очень символически. На 6 месяцев. И, как он говорил в последующих интервью, никогда еще он не питался так вкусно, как в той тюрьме. Соотечественники готовили для него роскошные блюда, а благодарные вертухаи с удовольствием передавали их герою.

Спустя 6 месяцев Перуджа вышел и стал национальной иконой. Он рассказывал, что ставил себе целью вернуть «Мону Лизу» на родину, откуда ее «увез Наполеон».

Наполеон действительно присвоил множество итальянских (и не только итальянских) шедевров за время своих войн, но что касается Моны Лизы — здесь явный поклеп. Перуджа ошибался: эту картину итальянский художник сам подарил французскому королю Франциску, так что ее пребывание в Париже было вполне «законным».

Но для нации, считавшей себя обиженной соседями, все эти подробности были неважны. Наполеон — гад, Перуджа — герой. И в это время Италия с Францией еще не находились в состоянии войны!

А теперь вернемся к ситуации с «Крымом» Куинджи. И на секунду предположим, что Дениса Чуприкова не успели задержать и ему удалось через отсутствующую с востоком Украины границу вывезти полотно в Киев. Даже если бы его, как и Перуджу, решили символически осудить за кражу (штраф? предупреждение?), статус национального героя ему был бы обеспечен. «Они отобрали у нас Крым — мы отобрали у них «Крым», — могу представить себе какое-то такое название выставки в президентском дворце.

Итальянец Перуджа был стекольщиком, имел контракт с Лувром и поэтому хорошо знал все ходы и выходы. В случае с Третьяковкой — а выглядит пока так — «Крым» удалось вынести прямо с экспозиции человеку, который никаких инсайдов не знал. Перуджа всему миру продемонстрировал пронырливость итальянцев и невнимательность французов (после обнаружения пропажи охранники Лувра целый час отказывались поднимать тревогу, утверждая, что картину не могли просто так вынести и, мол, ее забрали для официального фотографирования). То же самое сделал и Чуприков, после поступка которого все экспонаты Третьяковки сейчас срочно проходят чипирование.

Удивительно, как одни и те же сюжеты повторяются почти в те же годы с разницей в сто лет! С другой же стороны, пока происходят войны, будет и разная — в том числе и такая креативная — реакция на них. Правда, лучше бы не было ни первого, ни второго!

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?