На съемках.

На съемках.

В Карловщине было настоящее детство. Только без родителей

В трехлетнем возрасте Алексей попал в Карловщинский детский дом, недалеко от деревни Семерники в Ошмянском районе.

— Именно с Карловщинского детским домом у меня связаны самые приятные детские воспоминания. Здесь было настоящее детство, только без родителей, — вспоминает Алексей. — Это красивое, просто мистическое место. Рядом озеро. Здесь очень хорошо относились к нам, детям. О тех годах я снял фильм «Моя Карловщина».

В Карловщинском детском доме Алексей жил до семи лет. В 1966-м дом расформировали. Приехало несколько грузовых машин и детей перевезли в детский дом в Вороново. Здесь мальчик пошел в первый класс, а затем попал в такой ​​же интернат в Ошмянах. В нем воспитывался и родной брат Алексея Виктор Турович.

— Мать навещала нас раз в год. И позаботилась, чтобы мы, братья, были вместе, — говорит Турович.

Не понимал, почему должны быть как все

В Ошмянах он учился в школе. Говорит, смущала советская идеология, не понимал, почему детей воспитывали, как роботов, почему он должен быть таким, как все. После школы отучился в Вилейке на тракториста. На Вилейщине был на практике в деревне Осовец, рядом с Куренцом.

Алексей Турович в форме офицера Первой мировой.

Алексей Турович в форме офицера Первой мировой.

Работать начинал в колхозе в Носилово, в Молодечненском районе. Жил на квартире у хозяев в Застенках. Они научили его крестьянской работе: косить и складывать сено, смотреть за скотиной. После армии много поездил по свету.

Как пришел в кино

— В 1995 году вернулся в Беларусь, в Минск, — вспоминает Алексей. — В одной из газет увидел объявление, что театр-студия киноактера при «Беларусьфильме» набирает на учебу. Театр мне нравился. Когда жил в Нижневартовске, был актером-любителем.

Так Алексей попал на курс к Игорю Добролюбову — режиссера, который снимал «Белые Росы». Получил диплом актера театра и кино. Снялся в фильмах «Цветы провинции», «Эпилог», вместе с Николаем Ерёменко — в фильме «Сын за отца». Как внештатник много работал на телевидении.

Почему пятеро не могли скрутить одного

Режиссером Алексей стал работать с начала 2000-х. Снял фильмы «Один, совсем один», «Сынок», «Яблоко луны». Наиболее масштабная работа режиссера Туровича — фильм «Желтый песочек» по Василю Быкову.

— Как-то я оказался в очень сложной жизненной ситуации, сидел в тюрьме. И дал себе слово: если выживу, обязательно сниму «Желтый песочек», потому что чувствовал себя очень похожим на его героев.

Сюжет рассказа такой: сотрудник НКВД везет из тюрьмы на машине пятерых человек: разных по возрасту и социальному статусу. Среди них и крестьянин-единоличник, и убежденный коммунист, и обычный московский вор. Всех ждет одно — расстрел.

— Многие спрашивали: как так может быть, что пять человек не скрутили одного энкавэдэшника и не сбежали? — говорит Алексей. — А я понимаю: это были люди, которых система сломала морально.

Фильм «На сморгонском фронте без перемен» снимал за свои деньги

Сегодня режиссер уже отснял материал к фильму «На сморгонском фронте без перемен» — игровое кино про Первую мировую. массы людей, были газовые атаки.

Однако фильм не столько о войне, сколько о состоянии души человека на войне, говорит Алексей. В основе сюжета — истории артиллериста Геннадия Марковского. В 1915 он пошел добровольцем в российскую армию и сразу попал на линию фронта в Сморгонь. Отсюда он пишет письма своей девушке Нине. Рассказывает про ужасы и бессмысленность войны.

Актеры позируют в перерывах между съемками.

Актеры позируют в перерывах между съемками.

Геннадий Марковский выжил в той войне. На его воспоминания Алексей Турович наткнулся в архивах.

Режиссер снимал фильм за свои деньги: как раз продал недвижимость. Говорит, обращался в «Беларусьфильм» за помощью, но ее не получил.

— Фильм снимал по собственному сценарию. Показал там Александру Толстую, — говорит Алексей. — Сморгонь очень пострадала в той войне, вся была разрушена. Остался только храм.

Форму примерил, но не снимался

Сам Алексей на съемках примерил форму офицера Первой мировой, но не снимался, было много режиссерской работы. Говорит, может и промелькнет где-нибудь в кадре.

Известных актеров в фильме нет. По словам Алексея, на них не хватило бы денег. Но незнакомые лица в кадре, по мнению режиссера, тоже хорошо. Тем более, практически все согласны были работать на волонтерских началах.

Теперь надо отобрать материал, смонтировать его. А это работы, как минимум, на год.

Фотографии предоставлены Алексеем Туровичем.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?