23.03.2019 / 09:33

Костюшко, Симонов, резня в Вильнюсе: последние дни продажи №3 «Нашай гісторыі» 5

Спрашивайте в киосках и книжных магазинах.

Почему государства становятся слабее и погибают? Когда наступает тот момент невозврата, после которого государство уже не спасти? Чему белорусов учит в этом смысле наша история?

В текущем году отмечается 225-летие восстания под руководством Тадеуша Костюшко. Костюшко ценят поляки и американцы. Он герой, наш великий земляк. Но героизм его, и его соратников, не уберег от разделов Речь Посполитую. Возможно ли было предотвратить упадок государства? Могло ли оно вырваться из той зависимости от могущественных соседей, в которую попало еще в конце XVIII века?

И биография — непростая — Тадеуша Костюшко, и анализ действий последнего монарха Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского дадут нам ответ на эти вопросы.

Соседние государства тщательно блокировали любые попытки реформировать страну. Им было выгодно сохранить ту кажущуюся «стабильность», при которой год за годом подтачивался фундамент государства. В результате, Речь Посполитая подошла к критическому моменту, не имея ни структур, способных ее защитить, ни ресурсов для сопротивления.

Элитам Польши казалось, что снова в грозу удастся пройти между каплями дождя и выйти сухими. После событий XVII века шляхта уверовала в бессмертие Речи Посполитой. Московский царь тогда дошел до Вильны, шведы — до Бреста, Хмельницкий оторвал Украину, — но страна восстала из пепла.

Мы очень удивили бы короля Станислава Августа, предсказав его государству крах даже за несколько лет до первого раздела. Отставание в экономике, консервация анахроничных социальных отношений, эгоизм магнатов-«олигархов», слабость армии — таким патриотам, как Костюшко, там просто не было места, и он стал генералом в войне за независимость США.

…Костюшко — знаковый персонаж европейской истории. Показательно, что за последние годы белорусы установили ему два памятника: один — в швейцарском Золотурне, где он умер, второй в белорусской Меречёвщине, где прошло его детство. Что важно: в обоих случаях инициатива установки принадлежала общественности, а деньги собирались вскладчину. Помня об ошибках прошлого, важно помнить и его рыцарей. Они не были такими, как мы. Они думали и говорили иначе. Но мы все — одной нашей земли.

Напомним, что на журнал «Наша гісторыя» теперь можно выгодно подписаться. Журнал вам обойдется дешевле, а на счет редакции поступит больше денег с подписки, чем с продаж в киосках. Подписку на второй квартал 2019 года можно оформить до 26 марта на любой почте, а также дома, если пригласить к себе почтальона. Подписной индекс 00469.

В №3 журнала «Наша гісторыя» вы найдете также статьи про «дорогого Леонида Ильича Брежнева» и его «бессмертные» произведения.

Найдете статью о Константине Симонове, который «Не плакал по жене, а плакал по Сталину».

Поклонники кулинарии найдут обстоятельную статью о праздничных сдобных бабах и картофельной бабке.

Традиционно журнал публикует «устные истории», воспоминания людей из разных уголков Беларуси. Отметим в этом номере особенно интересную статью «Остарбайтер, или туда и обратно» о том, как 17-летний парень из Нарочанского края попал в Норвегию и работал с людьми, привезенными с разных концов Европы.

Читатели узнают о необычных валунах в деревне Потаповичи у старинного тракта, который связывал Ляховичи и Клецк.

Сложно выбирать: в журнале, как всегда, нет «проходных» текстов. Вячеслав Носевич — как делить наследие Руси; Андрей Буча — подробный портрет первого кабмина БНР; Владимир Ляховский — как выбирали герб БССР (Червяков со товарищи пытался протащить как можно более национальный вариант); Андрей Вашкевич — про колорадских жуков; Максим Гацак — про резню в виленской гимназии 1925 года, которая так напоминает недавние события в Столбцах; о музыке на костях и виленском барокко… Ну и наконец, комиксы. Вот оглавление:

Спрашивайте журнал «Наша гісторыя» в киосках и магазинах «Белсоюзпечати» или на почте. Приводим также список книжных магазинов, где можно найти наш журнал:

Минск

  • «Академкнига» (у станции метро Академия наук)
  • Филиал «Академкниги» на ул. Богдановича, 46
  • Symbal.by (пр. Машерова, 18)
  • Торговый центр «Купаловский» (под Октябрьской площадью), магазины 41—42 и 44—45
  • «Голиафы» (Немига, 3, магазин № 47 в цокольном этаже)
  • «Мой модны кут» (Центр Московско-Венский, павильон 333 — это возле ЦУМа, метро Якуба Коласа, просп. Независимости, 58)
  • Книжная ярмарка по ул. Даумана, 23 (суббота 00.00—14.00), место 78б
  • «Рагна» (Сухая, 4, метро Фрунзенская)
  • «Кніжная шафа» (просп. Дзержинского, 9)

    и другие.

Почтовым отправлением или с доставкой на дом

вы можете заказать журнал на Symbal.byHalijafy.by, Knihi.by, Kniger.by, Akademkniga.by, Ragna.by.

Гродно

  • «Цудоўня» (Кирова, 3)

Брест

  • «Князь Витовт» (Советская, 55)

Гомель

  • «Книжный мир» (пр. Ленина, 45)

Витебск

  • «Светоч» (Кирова, 10)

Могилев

  • «Гостинец» (Витебский проспект, 48)

Бобруйск

  • «Источник знаний» (Горького, 31)

Барановичи

  • «Книги» (ул. Советская, 73)

Молодечно

  • «Спадчына» (ул. Притыцкого, 7) 

Лида

  • «Книжный мир» (пр. Победы, 33) 

Новополоцк

  • «Дом книги» (ул. Молодежная, 145) 
  • «Восход» (ул. Кирова, 4) 

Пинск

  • «Мой модны кут» (ул. Ленина, 31)

Вильнюс

  • В киоске белорусской парафии костела в Заречье (Ужупис), который работает по воскресеньям, во время службы. 

Варшава

  • В Белорусском доме (13/3, Wiejska).

Напоминаем, что журнал можно купить и в ПДФ-формате (в электронной версии). Рекомендуем ее тем, у кого нет доступа к бумажной версии.

Подписной индекс 00469

Вы уже знаете, что на 2019 год можно подписываться. Подписной индекс 00469. Причем по подписке журнал обходится дешевле, чем если его покупать в магазинах и киосках.

Каковы принципы нового журнала

Мы выпускаем научно-популярный журнал. Это значит, что он ориентирован на простого читателя, а не на научных работников. Наш подход — история простыми словами.

Мы задумали его как журнал, который будет объединять, а не разделять. Кроме того, нам важны системность, объективность и историзм. Нам важно писать без мифологии и мистификаций, так как только правда интересна.

0
хамса / Ответить
23.03.2019 / 18:12
Рэд. Выдалена
1
Witold / Ответить
28.03.2019 / 10:57
Всё хотел сказать, да руки не доходили. С такой вёрсткой читать ваши поделки невозможно. То с середины страницы продолжение текста на следующей, а остаток места забит или огромными громкими заголовками (которые или до этого или после встретятся в тексте) или вообще другой мини-статьёй. Постоянные проблемы с размещением фотографий: куски вечно лезут на разворот, хотя соотношение сторон изображения позволяет его разместить грамотно. Добивают это дело тонкие, как волос в известном месте шрифты и бумага, которая просвечивает следующие страницы, из-за чего глаза устают больше, чем от 8 часов за компьютером. А ведь журналы-то интересные. Обидно.
3
Алёхна / Ответить
29.03.2019 / 08:27
Беларусы называліся літвінамі і афіцыйна былі тытульнай нацыяй ВКЛ да сама апошняга падзелу Рэчы Паспалітай 1795 году. Уся бурда пра “этнічна балцкі” быццам тытульны народ “летувісаў” была прыдумана ў 19 стагоддзі акупантамі прусамі і расейцамі. Бярэм дакумент 1761 г., зварот шляхты Старадубскага павету да ўлад ВКЛ (АВАК т. 8, №165): шляхта прасіла перадаць вакантную пячатку ВКЛ “праўдзівым літоўскім патрыётам” – стражніку літоўскаму Людвіку Пацею і пісару літоўскаму Антонію Прэздзецкаму; адрасаваны зварот графу Міхайлу Сапезе крайчаму ВКЛ. У 1791 г. літоўская дэлегацыя на Чатырохгадовым сойме паклала вядомы дакумент пад назовам “Заручыны абодвух народаў” – умовы далейшага суіснавання польскага і літоўскага народаў у РП. Аўтарам гэтага праекту был суддзя віленскага земскага суда Тэадор Корсак, а паклаў яго сойму маршалак канфедэрацыі ВКЛ Казімір Сапега. У 1792 г. акт генеральнай вольнай канфедэрацыі ВКЛ (АВАК т. 9, №184) мовіў ад “народу літоўскага” і абвяшчаў “волю народу літоўскага”. Яго ўклалі ратмістр браслаўскага павету Язэп Шышла, лоўчы вялікі літоўскі Язэп Забела і сакратар канфедэрацыі Фердынанд Контрым. Маршалкам генеральнай канфедэрацыі ВКЛ быў канцлер літоўскі Аляксандр Сапега. Вось што такое літоўскі народ у 1792 г.
Показать все комментарии/ 5 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера