19.04.2019 / 10:16

Прошла конференция к 75-летию освобождения Беларуси: чем отличаются белорусский и российский взгляды на Великую Отечественную войну? 1

17—18 апреля в Минске состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Освобождение Беларусь. Память сквозь годы», приуроченная к 75-летию освобождения Беларуси от нацизма. Конференция прошла на базе Музея истории Великой Отечественной войны. Организаторами мероприятия выступили также Министерство культуры Республики Беларусь, Институт истории НАН РБ и российский фонд «Историческая память».

На открытии конференции с приветствиями выступил представитель «Россотрудничества» в Беларуси Леонид Макуров, который отметил, что народы постсоветских стран отстояли свою независимость в войне, в которой «сломались» почти все народы Европы. Макуров подчеркнул, что в этой войне победили не Россия и не Беларусь, а многонациональный советский народ, состоявший из представителей нынешних суверенных государств. Упоминалось также о необходимости противодействия попыткам переписывания истории со стороны западных историков и о планах интеграции и сотрудничества, принятых в ходе состоявшейся недавно в Москве совместной коллегии министерств культуры и образования России и Беларуси.

Директор Фонда «Историческая память» Александр Дюков отметил, что взгляды на события освобождения Беларуси с российской и белорусской точки зрения отличаются тем, что из Москвы освобождение Беларуси видится лишь одним из этапов освобождения Восточной Европы, а из Минска — как избавление от бесчеловечного режима оккупации, который ставил под угрозу существование народа.

В свою очередь белорусские историки в выступлениях на конференции подчеркнули, что взгляд на события войны из Беларуси действительно отличается от российского. Так, заведующий отделом военной истории Института истории НАН РБ Алексей Литвин отметил, что в отношении событий 1944 года следует предложить новый, более точный термин — «полное освобождение», так как большие территории партизанских зон были освобождены от немецких захватчиков еще с 1942 года.

А заведующий кафедрой истории Беларуси Брестского государственного университета профессор Владимир Зданович при обзоре историографии по теме оккупационного режима даже назвал устаревшим термин «постсоветский период» и предложил применять вместо него в отношении Беларуси определение «белорусский период». Зданович также обратил внимание на то, что долгое время трагические страницы оккупации замалчивались, в то время как подчеркивался только массовый героизм. Следует отметить, что белорусские историки выступали на конференции по-белорусски.

2
Палескі партызан / Ответить
18.04.2019 / 20:06
Лірычны ўступ: як вы яхту назавеце, так яна і паплыве. Калі ў Расейскай яхты "Победа" адваліцца дзве літары, як у анімацыі пра капітана Врунгеля, тады будзе бачна, чым насамрэч была апошняя вайна для Беларусі - бядой. Яшчэ аб назве. Для нас наватвор Вялікая Айчынная не зусім актуальны, бо ў арыгінале гаворка ішла пра айчынную вайну савецкага народа, якога цяпер не існуе ў прыродзе. Ці была гэта вайна айчыннай для народа, які да таго 18 гадоў быў падзелены мяжой? Не факт. Найбольш карэктна было б гаварыць пра Другую Сусветную вайну на беларускай зямлі. Менавіта такі прынцып дазваляе комплексна вывучаць гісторыю гэтай трагедыі і не выносіць за дужкі штурм Брэсцкай крэпасці і абарону Гродна ў 1939, дэпартацыі ды абмен ваеннапалоннымі паміж СССР і Германіяй, Халакост і АК, прымусовыя мабілізацыі 1944 і выкарыстанне непадрыхтаваных жаўнераў у якасці гарматнага мяса пад Кёнігсбергам, нацыянальнае пытанне і г.зв. калабарацыянізм на акупаванай тэрыторыі, выкарыстанне СМЕРШам нямецкіх лагераў і турмаў пасля вызвалення у 1944-45 гг. для катаванняў і рэпрэсій ў адносінах да былых чальцоў БКА, СБМ і шмат іншых праблем. Тое, што для адных - Победа, для іншых - свята выжывання і захавання сябе ў мясарубцы, да пачатку каторай гэтыя людзі не мелі ніякага дачынення. Для іншых - зусім ніякая не перамога, а замена аднаго антычалавечага рэжыму на іншы. Таму, безумоўна аддаючы даніну павагі прадзедам партызанам і франтавікам, калі глядзіш хроніку парада Перамогі, не трэба забывацца на іншыя парады - у 1939, калі сцягі з сярпом і молатам і сцягі са свастыкай луналі недзе побач. І пісаць аб вайне, зыходзячы з яе шматграннасці, а не з прапагандысцкіх савецкіх баек. Выступ сп. Здановіча ў гэтым сэнсе можна толькі ўхваліць і спадзявацца на далейшую аб'ектыўнасць і пазбяганне нашымі гісторыкамі расейскага пабедабесія.
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера