28.01.2020 / 16:26

Сидоревич: О разных трактовках одной строки в «Интернационале» 12

Ренато Гуттузо. Борьба французских шахтеров. 1948.

Встретил одну образованную даму. Как и полагается людям умственного труда, она против насилия.

«Ах, это ужасно. Неужели вы поддерживаете тех, кто поет «Весь мир насилья мы разрушим»?»

«А вы, дорогая, выступаете за «мир насилья»?»

До сознания дамы что-то дошло. Ее глаза застыли. Она поняла, что ей неправильно трактовали эти слова пролетарского гимна, что ранее она сама над ними не задумывалась.

«Мир насилья» — это старый буржуазный «мир». Этот-то мир, в котором богатый осуществляет насилие над бедным, фабрикант — над рабочим, помещик — над батраком, и призвал разрушить автор российского перевода «Интернационала» Аркадий Коц. Но кто-то интерпретировал эти слова как «Весь мир насильем мы разрушим» или как «Весь мир насильно мы разрушим». И пошло-поехало. Особенно в среде защитников старых порядков. И в среде либеральных людей умственного труда, которые ленятся самостоятельно вчитаться и вслушаться в перевод Коца. А Коц, надо думать, русский язык знал и отличал «мир насилья» от «мир насильем» и «мир насильно».

* * *

Каждому, кто интересуется тем, что такое «мир насилья», рекомендую прочитать хотя бы о Манчестерской бойне. И посмотреть художественный фильм «Петерлоо» («Peterloo»), выпущенный через почти 200 лет после событий 1819 года.

Чем были вызваны известные моему поколению восстания рабочих во Франции и Германии, если не насилием?

Можно прочитать, что в 1831 году восстали ткачи в Лионе. А что было на самом деле? Рабочие мирным путем добились повышения зарплат, однако фабриканты нарушили договор. Рабочие вышли на мирную акцию протеста. Когда демонстранты из пригорода подходили к городу, национальном гвардия открыла по ним стрельбу. После этого рабочие и взялись за оружие. Восстание подавил наполеоновский маршал Сульт, который пошел на службу Орлеанам.

В феврале 1834 года лионские рабочие бастовали. Участников стачки начали судить. 6 апреля рабочие вышли на защиту своих товарищей. Против 10 тысяч мирных манифестантов было 12 тысяч штыков. Суд прекратил работу, демонстранты разошлись. 9 апреля суд возобновил процесс. Рабочие и те, кто сочувствовал им, снова вышли на улицу. И тогда по толпе открыли стрельбу. Но это французы — началось восстание. Под красным флагом и под лозунгом «Да здравствует республика!».

С чего началось знаменитое восстание силезских ткачей в 1844 году? С насилия, которое происходило в отношении рабочих. Они, доведенные до отчаяния, надеялись на Бога и короля прусского и выходили на мирные сходки, чтобы обсудить вопрос: как быть? А на них за это нападали полиция и слуги фабриканта Цванцигера. Одного из рабочих жестоко избили и бросили в кутузку. Рабочие вышли протестовать. Мирная акция с «подачи» слуг фабриканта переросла в драку…

А расстрелы мирных рабочих акций в России! Самые известные — Кровавое воскресенье (21.01.1905), Курловский расстрел в Минске (31.10.1905), расстрел на Ленских золотых приисках (4.04.1912).

Смею заверить, что «мир насилья» никуда не делся. Попробуйте в современной Беларуси организовать стачку за справедливую заработную плату…

Анатолий Сидоревич. Перевод с бел. NN.by

6
Алег С. / Ответить
28.01.2020 / 16:09
Інтэлігенты за псіхалагічны гвалт, а на фізічны ў іх няма моцы.
9
Кажыма праўду / Ответить
28.01.2020 / 16:12
А папоўская секта зляпіла з Мікалашкі Крывавага «страстацерпца». Нябёсы скалануліся...

Сумленныя беларусы, аднаўляйма Беларускую Мітраполію. За ісцінную Хрыстову веру нашых пабожных продкаў русінаў, за Белае (чыстае) Праваслаўе на Белай (боскай) Русі!
6
Ігар / Ответить
28.01.2020 / 16:40
Шаноўны пан Анатоль прыдумаў праблему на пустым месцы. Калі нейкая паненка пераблытала "мир насилья" з "миром насильем", то не трэба з гэтым змагацца як з уяўнай распаўсюджанай памылкай.
Далей. Пераклад "Интэрнацыянала" літаратурны, паэтычны. У арыгінале нічога пра "мир насилья" няма. А ёсць "du passé faisons table rase" або, па нашаму, "зробім з мінулага чыстую дошку" (лат. tabula rasa). Звернем увагу: не з гвалтоўнага мінулага, не з крывавага, не з несправядлівага. Проста з мінулага. З любога. Проста знічтожым, выдалім усё, што было. А як выдалім? Няўжо ж не гвалтоўна?
А для чаго? Каб "кто был никем, тот станет всем!" (вельмі блізка да арыгіналу, там "nous ne sommes rien, soyons tout!" - "мы нішто, станем жа ўсім!"). І адзіны спосаб хутка з "нічога" пераўтварыцца ва "ўсё" - гэта не вучыцца, не старацца, не працаваць, не мірна адстойваць свае правы. Не даказваць штодзённа свае здольнасці, сваю вартасць, сваю годнасць. Адзіны спосаб - тое самае "насілле". І стаць "усім", згодна з рэцэптам "Інтэрнацыянала", можна толькі выкараніўшы з мінулага абсалютна ўсё. Да чыстай дошкі.
Показать все комментарии/ 12 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера