Белорусы должны украинскому бюджету почти полмиллиона долларов. За что, разбиралось Радио «Свабода».

Ежедневно в Едином государственном реестре судебных решений Украины публикуется от одного до пяти сообщений о наказании белорусов многотысячными штрафами за несвоевременный вывоз с украинской территории автомобиля с европейскими номерами регистрации.

По неофициальной информации, только через один таможенный пост в Волынской области белорусы помогли украинцам ввезти 3 тысячи так называемых «евроблях» — машин на европейских номерах. Если по каждому из них Государственная фискальная служба Украины составит акты о нарушении таможенного законодательства, общая сумма белорусских «платежей» в государственный бюджет Украины может превысить 20 миллионов долларов.

Что такое «евробляхи»

В Украину в 2016—2018 годах начали массово ввозить автомобили с номерами регистрации стран Евросоюза. Их в народе назвали «евробляхами». Тогда украинское законодательство позволяло транспортным средствам с иностранной регистрацией находиться на территории Украины с возможностью повторного вывоза-ввоза без уплаты пошлины в течение года — повторный выезд-въезд позволял избежать таможенного оформления автомобиля еще на один год.

В 2018 году эту норму отменили, а владельцы таких машин (юридически собственниками «евроблях» чаще всего были европейские компании, которые якобы выдавали гражданам Украины доверенности на управление. — РС) вышли на массовые акции протеста, требуя упрощения процедуры их регистрации в Украине и снижения пошлины.

Только с ноября 2019-го по февраль 2020 года украинские суды вынесли штрафы как минимум 70 граждан Беларуси на общую сумму более 7 миллионов гривен — примерно 310 тысяч долларов в эквиваленте. Дополнительно каждый из них должен выплатить 420 гривен судебного сбора за рассмотрение дела в суде.

В результате власти вынуждены были определить льготный срок таможенной очистки автомобилей, но вместе с тем и усилить ответственность граждан за использование автомобилей на еврономерах — ее определили в виде штрафа размером в 170 тысяч гривен (примерно 7 тысяч долларов в эквиваленте). Несмотря на то, что с января 2020-го штрафы законодательно снизили до 17 тысяч гривен, суды и до сих пор в отдельных случаях наказывают по максимуму.

Граждан Беларуси начали втягивать в схемы ввоза евромашин в 2016 году, но наиболее активно их использовали в 2017—2018 годах. Согласно расследованию программы «Схемы» (совместный проект Радио «Свабода» и телеканала UA:Перший), белорус получал за помощь «гонорар» в 20 долларов.

Как определяют «виновных»

Чаще всего, согласно судебным решениям, белорусов, которые ввозили машины на еврономерах, вычисляют в ходе повторного их въезда на территорию Украины при прохождении таможенного контроля. Вся информация хранится в электронной базе, независимо от пункта пропуска, через который перемещается гражданин.

Известны несколько случаев, когда белорусы въезжали на территорию Украины через пункты пропуска в Черниговской, Волынской или Ровненской областях, а автомобили на еврономерах они ввозили уже, например, через Львовскую или Одесскую таможню. Это может свидетельствовать о том, что в Украине было несколько организаторов, которые группами перевозили иностранцев из одного пункта пропуска на другой, в зависимости от того, где физически находились транспортные средства.

Но в Министерстве внутренних дел Украины не видят в таких действиях состава уголовного преступления, а соответственно — и повода для расследования.

«Использовали или не использовали белорусов для ввоза автомобилей — не наш вопрос. Есть налоговая милиция, и это их дело определять, есть ли здесь предмет уголовного преступления. Избежание уплаты налогов — не полицейская история», — сказал «Свабодзе» пресс-секретарь МВД Украины Артем Шевченко.

В большинстве случаев оштрафованные белорусы живут в приграничных с Украиной районах Гомельской и Брестской областей. Преимущественно они безработные или пенсионеры, свои «20 долларов» стремились заработать и мужчины, и женщины.

В то же время среди наказанных штрафом белорусов есть и несколько сотрудников автотранспортных компаний с Брестчины, которые занимаются грузовыми перевозками. Однако, как следует из судебных решений, в ходе рассмотрения их дел причастность белорусских компаний к схемам ввоза автомобилей в Украине отдельно не расследовалась. Их сотрудники отвечали за свои действия в частном порядке.

Штрафов можно было избежать

Александр Чернявский, один из основателей организации «АвтоЕвроСила», которая в 2018 году вывела своих активистов на блокировку дорог, правительственных зданий и пограничных пунктов пропуска, требуя упрощения регистрации автомобилей в Украине, говорит, что белорусы могли избежать больших штрафов.

«Своевременно вывезти автомобиль одинаково важно как для украинца, который им пользуется, так и для белоруса, который его ввозил. Они же как-то познакомились и общались? Почему граждане Беларуси не позаботились о том, чтобы найти тех украинцев, которым они передавали автомобиль? Это простая процедура, и ее должны знать все иностранцы — через год выехать и въехать снова, и у него не было бы никаких штрафов», — говорит Александр Чернявский.

Представитель организации «АвтоЕвроСила» сообщил, что по инициативе Министерства инфраструктуры Украины в парламенте уже зарегистрирован законопроект, предусматривающий отмену административной ответственности за несвоевременный вывоз автомобиля.

Он рассчитывает, что депутаты Верховной Рады вскоре поддержат этот документ: «Мы надеемся, что это перспектива нескольких месяцев».

Масштабы явления

По информации организации «АвтоЕвроСила», машины из Европы ввозили не только белорусы, но и граждане стран Евросоюза, которые оказались более дисциплинированными и смогли вовремя выполнить требования таможенного законодательства Украины. Под судебный пресс попали преимущественно граждане Беларуси и в отдельных случаях — Молдовы.

Судя по судебным решениям, белорусы ввозили автомобили бюджетного и представительского класса практически через все международные таможенные посты Украины — Ровенской, Львовской, Черниговской и Одесской областей, но больше всего — через Волынскую таможню. В большинстве случаев белорусы садились в автомобили на нейтральной территории. На основании доверенности от владельца машины они въезжали в Украину, передавали машину третьим лицам и вскоре, иногда пешком, возвращались в Беларусь.

Это подтверждается и рядом судебных решений. Чаще всего белорусы хоть и отсутствовали на заседаниях в судах, но в письменных объяснениях отмечали, что не смогли вывезти машину, потому что не знают ее нынешнего местоположения.

Таможенная служба Украины отказалась сообщить «Свабодзе» информацию о количестве машин, ввезенных белорусами в Украину, а также о количестве административных дел, возбужденных и переданных в суды за несвоевременный вывоз транспортных средств.

«Информация, которая имеет отношение к государственной таможенной службе и полученная контрольными органами, может использоваться исключительно ими в таможенных целях и не может выдаваться без разрешения субъекта и органов, которые дали такую ​​информацию, в том числе и передаваться третьим лицам и другим органам государственной власти, за исключением случаев, установленных законодательством», — отмечается в ответе Государственной таможенной службы Украины на официальный запрос «Свабоды».

Погорел на контрабанде

Согласно опубликованным судебным решениям, за четыре последних месяца 41 гражданин Беларуси должен выплатить штраф в пользу Украины по 170 тысяч гривен (7 тысяч долларов), еще 27 — по 17 тысяч гривен (более 700 долларов в эквиваленте). В одном случае белорусу «повезло» получить самый маленький штраф — 8,5 тысячи гривен (350 долларов).

А еще в одном случае гражданину Беларуси удалось избежать санкции за несвоевременный вывоз евроавтомобиля, так как его поймали на контрабанде сигарет, и это преступление суд счел более тяжким. В итоге — штраф 14,3 тысячи гривен (600 долларов) за незаконное перемещение табака и конфискация машины.

Пока что ни одного судебного решения не обжаловали.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?