25.02.2020 / 17:09

Виктор Мартинович: Хватит прятать «Купалу»! 15

Фото Сергея Гудилина.

Виктор Мартинович на budzma.by пишет о причинах, из-за которых фильм «Купала» Владимира Янковского сих пор не вышел на экраны.

Я не понимаю, что происходит с кинолентой о нашем классике.

У меня прочное чувство, что Янку Купалу, его личность, его биографию, его судьбу то ли запретили, то ли положили на полку. Ситуация, когда кинокритик пишет, что «авторы наложили временный запрет на отзывы и рецензии о ленте», — это какой-то анекдот.

Не могу себе представить, чтобы я из геополитических соображений придумал наложить «временный запрет» на отзывы и рецензии относительно моего нового романа, у меня просто не укладываются в голове такие вот развороты.

Итак смотрите, что мы имеем.

Есть кино, на создание которого ушло много денег. Полтора миллиона долларов. В рамках мирового кинопроизводства это ничто, но для белорусской медицины, например, сумма солидная. Аппарат МРТ можно купить в областную больницу.

Это кино было снято, показано «Александру Лукашенко» «и всем высшим госчиновникам», получило, что характерно, от них «положительные отзывы» — и… всё!!!

«Массовый прокат же по Беларуси перенесли на ноябрь 2020 года, чтобы фильм успел попасть на международные фестивали и чтобы не провоцировать нападки со стороны кремлевской пропаганды», — пишет нам послушный кинокритик, который ранее сообщил о «временном запрете на отзывы и рецензии относительно ленты».

И вот здесь у меня возникают два вопроса.

Во-первых. Каким образом прокат в кинотеатрах может повлиять на международные фестивали? Разве прокат «Хрусталя» Дарьи Жук мешал выдвинуть кино на «Оскар»? Нет, не мешал. Разве прокат «Озера Радости» в Беларуси мешает фильму собирать награды на международных фестивалях? Нет, не мешает.

И не может мешать!

Единственное, что автоматом ведет к «дисквалификации» кино на международных фестивалях, — появление его копии в сети. Так какая связь между фестивалями и показом кино народу?

Что касается второй озвученной причины «арестованного Купалы» — «чтобы не провоцировать нападки со стороны кремлевской пропаганды», — то не надо ля-ля!

Если бы снималось нечто, что могло вызвать нападки кремлевской пропаганды, нам бы рассказали историю пламенных отношений Купалы с НКВД и советской гебухой. Но этого в фильме не может быть. Не потому, кстати, что авторы решили не дразнить кремлевскую пропаганду, а потому, что они очень хорошо сознавали, что кино будет, прежде всего, показано всем здешним «высшим госчиновникам» — и под «всеми» подразумевается и силовой блок, который в большинстве считает себя последователем дела Дзержинского и Берии.

Кстати, сама эта фраза о «провоцировании» «кремлевской пропаганды» есть не чем иным, как нагнетанием определенных настроений вокруг истории, совсем того не стоящей.

И если кино снималось для того, чтобы вернуть стране вкус своего собственного, то не лучший ли момент сейчас? Зачем ждать осени 2020-го, если «идеологичность» фильма не скрывается? В чем смысл идеологии после того, как выборы уже прошли?

Наконец, несмотря на то, что продукт этот снимался на государственной киностудии, у него есть режиссер, команда, актеры, автор сценария. И никто и никогда не скажет, что вот эти люди и есть республика Беларусь. Или хотя бы идеологический отдел Администрации президента.

То ли мне очень тяжело представить себе ситуацию подорожания газа или еще большего (куда уж больше?) ухудшения ситуации с нефтью из-за того, что в прокат вышел фильм «Купала» о человеке, который писал стихи на белорусском языке (иной «крамолы» от Купалы ждать не приходится).

То ли причины здесь глубже, чем две официально озвученные.

Здесь что-то системное, на уровне мировоззрения.

Ну, это как доминирование анонимной городской скульптуры в стране, которая, казалось бы, заинтересована в становлении нового пантеона исторических героев. Однако вместо памятников Витовту, Рейтану или Жигимонту нам предлагают скульптуры портных, лошадей и бабок-Комаровок.

Чтобы не создавать символической конкуренции имеющейся героике.

Но ситуация, сложившаяся с Купалой, вопиющая.

Люди, это же стыдно!

Кто-то осмелился воздать должное национальному поэту, создал произведение искусства в его честь — и что? Побоялся его показать? Запускайте «Купалу» в прокат! Герои Беларуси принадлежат всем, а не тем, что вхож в первый круг санкционированного просмотра!

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?

7
Логистик / Ответить
25.02.2020 / 17:11
Купалу никогда не покажут в широком прокате, поскольку любая ассоциация с конкретной исторической фигурой в стране это табу. Власть тщательно уничтожает любые символы и имена: переименование проспекта Ф. Скарыны это не случайность это цель скрыть имена. Памятнники, свиньям, огурцам, бабам, коровам, лошодям это не случайность это закономерность. Власть не выносит личностей. В Гомеле есть скульптура ящирицы, кроту и уборщице, но никогда при этом режиме здесь не будет стоять памятник архитектору С.Шабуневскому, который сформировал облик исторических зданий в стиле модерн и конструктивизма, потому что он был расстрелян нквд в 30х годах ХХ века. Историческая память обречена в Беларуси на забвение, поскольку любая фигура национального масштаба воплащенная в скульптуре, живописи или кино так или иначе унижает глупую и бездарную власть недоучек и колхозников.
6
Мікола / Ответить
25.02.2020 / 17:13
Віктар праўду кажа, згодзен. 
4
Скураныя крылы / Ответить
25.02.2020 / 17:20
«арыштаванага Купалы» 

Як у звон ударыў.
Показать все комментарии/ 15 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера