konchalovsky.ru

Я отношусь к российскому кинематографу так же, как и вы.

Собственно, с 1986-го, когда Тарковский снял своё «Жертвоприношение», эстету ловить здесь нечего — разве что похохотать над очередным приколом Жоры Крыжовникова.

Но вот он, лучший фильм с 1986 года, а может, и за всю историю русского кино. Интересен еще и тем, что в России он не особо «пошел», а возможное получение фильмом «Оскара» обсуждается с презрением. Мол, режиссер «вылил говна» на «наше славное советское прошлое» и поэтому так благосклонно принят на Западе.

Фильм называется «Дорогие товарищи» и заставит вас содрогнуться от узнаваемости наших событий еще на этапе просмотра трейлера. Главная героиня — хорошо известная белорусским театроманам старой закалки Юлия Высоцкая: в 1995-м она окончила Белорусскую академию искусств и работала в Купаловском. Вышла за Андрона Кончаловского замуж, а тот сделал ее «Людмилой» — партийной работницей Новочеркасского горкома в своем главном фильме.

«Дорогие товарищи» — это исчерпывающее высказывание о том, чем была хваленая «оттепель» в СССР. Потому что именно во время хрущевской «оттепели» произошла драма, которой и посвящен фильм.

Я, кстати, не понимаю, как такая антисоветчина могла быть снята в современной России. В Беларуси с ее сегодняшними нравами заявка не прошла бы уже на этапе согласования синопсиса. Возможно, сыграло свою роль покровительство Алишера Усманова, который продюсировал фильм. Я не представляю, зачем это понадобилось Усманову. Возможно, он таким образом решал свои репутационные задачи. Теперь Усманов — не только олигарх, но еще и спонсор самого главного со времен распада Союза российского кинофильма.

Андрон Кончаловский всегда был известен подходами к кастингу — актерский набор здесь таков, что иногда ощущение, будто смотришь не стильный «закос» под Марлена Хуциева, а именно аутентичное кино тех времен. Принцип тот же, что был использован в черно-белых сериях «Перевала Дятлова»: берем советскую «новую волну» и «делаем как они».

Но, повторюсь, лица партийных работников и сотрудников госбезопасности здесь такие, будто они — живые портреты спецсектора престижного советского кладбища.

Кто-то сейчас критикует сценарий — а как по мне, сценарий написан досконально. То, что восстание и расстрел показаны глазами преданной коммунистки; то, что само кино начинается с похода этой коммунистки в «стол заказов», с застенчивым проталкиванием сквозь толпу оголодавших советских людей, которые давятся за еще не подорожавший кефир, — очень точно!

К тому же здесь прочитывается любимая тема театра Софокла — конфликт между частной жизнью и социальным долгом, который был хорошо выведен еще в «Антигоне».

Советская Антигона тоже имеет своего «Полиника» — это ее дочь Светка. Светка собирается идти на заводскую стачку, потому что «идут все», мама же на партийном собрании призывает осудить зачинщиков вплоть до «высшей меры». На утро на стачку отправляется не только дочь, но и отец коммунистки, причем надев казачью форму с царскими медалями.

После того как по людям начинают стрелять на поражение и дочь Людмилы исчезает, наступает самое интересное.

Выясняется, что восемь покойников в морге Новочеркасска — это не все убитые, были еще. Но их развезли по далеким кладбищам и «подселили» в заброшенные могилы, запугав всех причастных к этому делу настолько, что те только способны хлопать глазами и говорить:»Ничего не знаю. Ничего».

Город закрыт и оцеплен войсками, и единственный помощник Людмилы в ее поисках дочери — кагэбэшный офицер — сразу объясняет той, что «ничего не было, никого не убили».

И что все это нужно забыть. Вместе с дочерью.

Ничего не напоминает?

Но самый сильный момент в фильме — когда Людмила, столкнувшись с личной трагедией, говорит, что это всё потому, что «Сталин умер».

Потому что «при Сталине цены снижались, а зарплаты росли». Она начинает хлестать водку из горла по дороге с того же кладбища. Она пьет и поет «Товарищ, товарищ! В труде и в бою!» — и это по воздействию близко сцене сожжения дома в «Жертвоприношении».

Этот фильм стоит посмотреть прямо сейчас, не откладывая — слава богу, он уже появился в свободном доступе.

И, посмотрев, попытаться сделать свою страну такой, чтобы о ней уже незачем было снимать такие фильмы.

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?