Фото Depositphotos.com

Увлечение американского журналиста Тома Вандербильта особенностями обучения на разных этапах жизни началось с увлечений его дочери: фортепиано, футбол, тхэквондо. На все эти занятия Вандербильт сопровождал девочку и, пока она обучалась, он отвечал на электронные письма, проводил время в соцсетях или игрался в телефоне, пока не закончатся занятия дочери.

Вскоре журналист осознал свою «двуличность». «Я убеждал ее, как важно учиться различным навыкам, но она могла бы спросить и меня, почему я не учусь им», — говорит Том Вандербильт.

Он начал с уроков по шахматам, а потом самостоятельно в течение года учился петь, рисовать, жонглировать и заниматься серфингом. Изначально он не планировал овладеть этими навыками профессионально или продемонстрировать свое мастерство, добиваясь победы в популярном шоу American Idol.

«Когда мы становимся взрослыми, то начинаем давить на себя целями, — сказал себе Том Вандербильт и начал заниматься обучением ради обучения и получать удовольствие непосредственно от процесса, пишет BBC.

Свой опыт журналист подробно описывает в вышедшей в январе книге «Новички», где подкрепляет свои соображения научными данными относительно приобретения новых навыков.

Когда Вандербильт решил учиться всему подряд, ему было уже за сорок, поэтому журналист осознавал, что будет уступать своей дочери в освоении новых навыков.

Дети учатся чрезвычайно быстро, так как часто перенимают те или иные действия без объяснения. Однако по достижении 12 лет человеку свойственно терять способность быстро усваивать информацию таким способом.

Однако не стоит пессимистично относиться к собственным способностям. Хотя взрослым учиться не так легко, как детям, человек обладает нейропластичностью — способностью мозга изменяться под воздействием опыта.

Кроме того, исследование Вандербильта выявило некоторые основные принципы успешного обучения.

Первый из них может показаться очевидным, но о нем часто забывают: нужно учиться на своих ошибках. Вместо того, чтобы бездумно повторять одни и те же действия, следует быть сосредоточенным и учиться анализировать, что делаете правильно, а что нет и как это можно исправить.

Вандербильт подтверждает это игрой в шахматы. Можно тратить время и играть сотни партий онлайн, но это даст гораздо меньший эффект, чем изучение стратегий в шахматах и постоянного анализа причин поражения.

Второй принцип заключается в убеждении, что овладение навыком должно быть разнообразным. Во время жонглирования, например, следует менять предметы или высоту их подбрасывания, пытаться жонглировать стоя на месте или во время ходьбы. Все это заставляет мозг быть более гибким и справляться с непредвиденными сложностями.

Также Вандербильт обнаружил, что люди учатся гораздо быстрее, если знают, что им предстоит обучать этому навыку других. Заинтересованность увеличивает концентрацию и стимулирует мозг быстрее запоминать. У Вандербильта, например, всегда была возможность обучать приобретенным навыкам свою дочь.

Безусловно, полезно наблюдать за экспертами, но также есть смысл наблюдать и за новичками, поскольку это заставляет мозг анализировать, что они делают правильно и неправильно, а потом уже пытаться учиться это самому.

К тому же Вандербильт советует начать с чего-то, что легко вписывается в ваш образ жизни. Многие убеждены, что любой навык требует массу времени, и это их пугает больше всего. Журналист отмечает, что его рисунки стали гораздо лучше, хотя им он посвящал только то время, которое раньше проводил за просмотром телевизора.

В тоже время некоторые могут задаться вопросом, зачем прилагать усилия, если можно провести это время на диване. Однако Вандербильт отмечает: преимущества в освоении любого навыка — это в том числе долгосрочные изменения в мозге, которые позволят избежать психических расстройств в старости.

Журналист ссылается на одно исследование, в котором люди в возрасте от 58 до 86 лет прошли несколько курсов по испанскому языку, музыке, живописи и другим навыкам. В результате они не только достигли значительного прогресса в этом, но и показали в когнитивных тестах лучшие результаты, соответствовавшие результатам людей на 30 лет моложе.

Польза заключается не в сосредоточении на чем-то одном, а в освоении нескольких навыков. Кто-то усмотрит в этом поверхностный подход, но исследования показывают, что «вечные новички» могут иметь более гибкий ум, чем мастера одного навыка.

Независимо от того, учимся мы для удовольствия или стремимся повысить свои профессиональные навыки, можно воспользоваться мышлением «новичка», у которого нет конечной цели, но есть всё, чтобы учиться и наслаждаться процессом.

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?