Прошли времена, когда азиатское было представлено в кино США китайскими кварталами с карикатурными узкоглазыми бандитами, когда эксплуатировались боевые искусства в качестве привлекательной экзотики. Сейчас это модный и уважаемый фасон: пару лет назад картина «Безумно богатые азиаты» стала лидером американского проката, в прошлом году сразу четыре «Оскара», в том числе как лучший фильм, завоевали южнокорейские «Паразиты» режиссера Пона Чжуна Хо, сегодня же США среди номинантов на статуэтку имеют свое корейское кино.

Все это показательно тем более, что кинематография Южной Кореи на сегодняшний момент является одним из исключительных и самостоятельных феноменов, поэтому ее невольная «ползучая оккупация» не может не привлекать внимание.

Не важно, возьмет «Минари» статуэтку или нет, — фильм так или иначе является показателем того, как корейский мотив может на равных интегрироваться в самую мощную кинематографию и самую известную кинопремию мира.

Стивен Ён в главной роли здесь весьма кстати: актер известен по фильмам весомых авторов Южной Кореи Пона Чжуна Хо и Ли Чхана Дона, хотя многие знают его и по американскому сериалу «Ходячие мертвецы». Теперь он также претендует на «Оскар» за лучшую мужскую роль.

В «Минари» режиссер рассказывает во многом свою собственную историю о том, как в 1980-х молодая семья корейцев с двумя детьми переезжает в дом на колесах, чтобы обрабатывать несколько гектаров американской глубинки, и пытается наладить здесь жизнь — личную и социальную. Отец мечтает организовать ферму и достичь финансового успеха. А поскольку мать изначально хочет другой жизни и в другом месте, отношения супругов проходят через постоянные испытания.

Бизнес-проект и семейное счастье таким образом становятся взаимоисключающими, а разрешается все в итоге довольно радикальным образом.

Автор здесь предстает в роли младшего сына — Дэвида, поэтому многое мы видим как бы его глазами. И Америку, и Арканзас, и отношения родителей, и бабушку из Кореи, и самого мальчика. Ли Айзек Чун с нежностью выписал и уединил мир своей корейской семьи от странноватого американского окружения с ее странноватыми персонажами.

Штаты в фильме предстают через противоречивые детские впечатления. С одной стороны, это возвышенные пейзажи под насколько это возможно ласковым солнцем. Природа, видимо, не могла не занять в картине должного места. Вот и название сорняка минари, который приспосабливается к каким угодно условиям и который поэтизируют персонажи ленты, метафорично становится названием фильма и олицетворением в нем корейской составляющей. С другой стороны, Штаты — это маргинального вида американцы с неровными лицами, гнилыми зубами либо сектантской одержимостью. Персонажи достойны братьев Коэнов, только Ли Айзек Чун показывает их едва ли не карикатурами искренне и без всякого сарказма.

Зато главные герои выделяются светлыми, гладкими, красивыми лицами, и в этом контрасте, можно подумать, режиссер отдает дань своим родным либо проявляет механизм детского подсознательного противопоставления своё-чужое, либо по памяти передает образ глухомани 1980-х, какой он ее застал.

Тем не менее семья в «Минари» является основным носителем коллаборации двух культур — у них корейское происхождение, но американские имена и американская мечта. Абсолютно корейской в фильме выступает только приезжающая из Кореи бабушка Сунджа, которая привозит корейские продукты и как-то по-корейски, фатально и мудро, решает конфликт истории.

Американская мечта таким образом становится хоть и неочевидным, но яблоком раздора, из-за которого медленно разгорается семейный конфликт. Зато, когда кажется, что ход событий предсказуем и все движется к тупику, режиссер дает зрителю корейский вариант классического для американского кино «спасения в последний момент».

Впрочем, главным хэппи-эндом представляется то, что вышло за рамки сюжета: сын родителей, которые в 1980-х приехали в США за успехом, получает со своим фильмом шесть номинаций на «Оскар».

Победители премии Американской киноакадемии будут названы в ночь на 26 апреля.

Читайте также:
Вестерн, в котором землю не осваивают, а покидают. О фильме «Земля кочевников», который уже считают фаворитом «Оскара»

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?