Исполнители главных ролей также претендуют на статуэтки: конечно же потрясающий в этом сюжете Энтони Хопкинс, а также Оливия Колман, сыгравшая его дочь. Премию может получить и Флориан Зеллер, правда, не в качестве режиссера, а в более для себя привычном амплуа — как сценарист.

У Зеллера, французского драматурга, писателя и сценариста, «Отец» был написан как театральная пьеса — она была не раз поставлена, получила ряд оценок и премий во Франции, Великобритании и США. В итоге была адаптирована под большой экран.

Адаптацией занялся сам автор, он же стал режиссером фильма и таким образом дебютировал в большом кино. Собственно за «лучший адаптированный сценарий» Зеллер и номинирован на «Оскар». Дебют француза уже выглядит весьма успешным: звездный актерский дуэт, премьера на кинофестивале «Сандэнс» и ряд номинаций на «Оскар».

Все начинается с того, что Энн прибегает в шикарную, стильную, просторную лондонскую квартиру отца, чтобы разобраться, почему он прогнал очередную сиделку. И тут же сообщает о своем скором переезде в Париж. А это значит, что нужно как-то устроить его дальнейшую жизнь в отсутствии каждодневной помощи дочери.

И это едва ли не самый «сознательный» эпизод фильма и для персонажей, и для зрителей: еще можно подумать, что мы имеем дело просто со сварливым, требующим внимания стариком. Но после этого всё летит в тартарары, противоречит друг другу и превращается в лабиринт коварной, но кинематографически захватывающей, по крайней мере в этом случае, болезни. И тот эпизод уже вспоминается первыми звоночками: потерянными часами, вопросом о сестре Энн и милой детской капризностью.

Вдруг в квартире Энтони — персонажа зовут как и актера, — оказывается незнакомый мужчина, и, что странно, он чувствует себя как дома. Потом главного героя шокируют тем, что это не его квартира. Потом приходит дочь, но выглядит она так, будто не дочь. Потом бывшая Энн возвращается. Потом рядом с ней оказывается такой же нахальный, но другого вида мужчина. То у нее есть муж, то она развелась с ним десять лет назад.

Связь событий нарушается, персонажи путаются, мы то заскакиваем вперед, то возвращаемся назад, то повторяем одно и тоже. А Энтони в этом спутанном пазле все время открывает какую-то новую реальность и собирает детали — либо с нарочитой бравадой, либо с глазами по пять копеек от того, что сегодняшний мир совершенно не совпадает с тем, каким он был вчера.

На нечто базовое — мол, вот он живет в своей квартире и дочь каким-то образом оказалась живущей с ним — Энтони чуть ли не каждый раз приходится нанизывать новые факты о собственной жизни — и иногда они один другому противоречат.

Почти всё в фильме — часть его представлена глазами дочери — мы видим с точки зрения Энтони, собственно за счет этого картина и сохраняет свою хитроумно придуманную форму.

А чтобы ее и мир главного героя как-то обозначить, часто появляется метафора утерянных наручных часов: отец все время прячет его в своих тайниках и забывает, а значит, теряет и само время, которое и правда играет в фильме в довольно заковыристые игры.

Отдельной режиссерской находкой, которая главным образом демонстрирует сознание Энтони и запутывает зрителя, здесь становится смена и одновременная неизменность интерьеров. Действие фильма разворачивается в трех разных местах проживания, но все они либо перекликаются, либо попросту сливаются одно с другим. И только отдельные намеки, несовпадения, блики подсказывают нам: что-то здесь нечисто и мы каким-то образом куда-то перескочили, что-то пропустили, прошли через какой-то невидимый портал. Впрочем, и сам Энтони время от времени замечает неточности, но только в мелочах — масштабные перемены окружения часто не изменяют его уверенности в том, что он по-прежнему живет в своей квартире.

Хопкинс в этой картине — потрясающий, разнообразный и трогательный. В 83 года, когда уже казалось, что его главными триумфами остаются ролики в твиттере, он добавил в свою фильмографию еще одну потрясающую роль. Кстати, твиттер актера убеждает, что, в отличие от своего персонажа в «Отце», Хопкинс еще ого-го.

А печальная, тревожная, но теплая и улыбчивая Энн в исполнении Оливии Колман, хотя и отвлекает на себя немного внимания, тем не менее успевает обозначить личное горе, в котором пытается бороться с необратимостью, а та ее, конечно, побеждает.

В итоге мы ходим-бродим по тому «триллерному» восприятию фильма, собираем детали пазла, разбираемся в недосказанностях — и, складывая всё в одно, испытываем прямо-таки апофеоз. Энтони вдруг чувствует себя очень одиноким, вскрывая щемящую драму, которая перекрывает собой в «Отце» всё остальное.

Показы фильма на большом экране продлятся до 12 мая. Победители премии «Оскар» станут известны в ночь на 26 апреля.

Читайте также:

Голливудское корейское кино: на большие экраны вышел претендент на шесть «Оскаров»

Вестерн, в котором землю не осваивают, а покидают. О фильме «Земля кочевников», который уже считают фаворитом «Оскара»

«Крот» в доме престарелых, локдаун в Ухане, подземный госпиталь в Сирии: пять документальных претендентов на «Оскар» будут показаны в Минске

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?