26.07.2009 / 17:33

Вітаўт, Радзівіл Чорны і князь Васількавіч 2

У Брэсце 25 ліпеня ў межах свята «Бярэсце-2009» адбылося адкрыццё скульптурнай кампазіцыі, прысвечанай гісторыі горада. Яна ўстаноўлена на скрыжаванні вуліц Савецкая і Гогаля.

Гэта трох’ярусны помнік з граніту і бронзы вышынёй прыблізна 10 метраў. Ні ніжнім ярусе размешчаны 12 бронзавых шыльдачак. Яны ўтвараюць сімвалічны гадзіннік, які нібыта адмярае ход часу. На шыльдачках коратка згаданы найбольш значныя падзеі 990-гадовай гісторыі Брэста. Вышэй размешчана шэсць бронзавых фігур: тры скульптуры гістарычных дзеячаў — Вітаўта, Радзівіла Чорнага, князя Васількавіча і тры зборныя вобразы — Маці, Салдата і Летапісца. Над імі ўзвышаецца фігура Анёла-ахоўніка горада.

Кампазіцыя распрацавана брэсцкім скульптарам Аляксеем Паўлючуком у межах падрыхтоўкі горада да юбілею, які адзначаецца гэтымі днямі. Бронзавыя фігуры адлівалі на ліцейным двары саюза мастакоў і скульптараў у Мінску.

0
Денис Турченяк / Адказаць
27.07.2009 / 23:46
Видимо тот, кто писал на гранитной доске легенду о якобы возникновении Бреста не читает местных газет. Я еще весной этого года в газете "Брестский курьер" писал, что эта легенда не имеет ни какого отношения к возникновению Бреста, а была выдумана в чиновниками ради красного словца. Вот текст моей статьи: Разрушители легенд -это одна из моих любимых телепередач. Решил применить используемые телеведущими методы к нашей действительности. На одной из 12 мемориальных досок строящегося памятника собираются написать легенду об основании Бреста, которая, как убеждают нас СМИ в том числе ВБ от 16.04.2008г., гласит, что некий купец, пробираясь через необъятные болота, чуть не увяз вместе с сопровождающими и обозом. Он обратился с молитвой к Матери Божией, поклявшись, что вознесет хвалу Богу. Выстлав топь берестой, он с товарищами спасся. Возвращаясь домой, торговец возвел на месте чуть не случившейся трагедии каплицу, вокруг которой и начал расти город Брест. По первоначальному замыслу скульпторов, венчать скульптурный монумент должна была интерпретация городской легенды в виде коленопреклоненного купца и Матери Божией, место которой по настоянию православной церкви занял ангел. Я попытался найти первые упоминания легенды в древних письменных источниках. Мои поиски принесли интересный результат. Оказалось, что к такому событию как возникновение Бреста эта легенда отношения не имеет, да и Матерь Божия и ангел в ней не упоминаются. Православный священник Лев Паевский в 1895 году в своей работе “Городъ Брестъ-Литовскъ и его древнiе храмы” (находится в моем личном собрании) пишет: “Привожу весьма интересные данные, заимствованные мною из книги под заглавием “Liber visitationum Ecclesiae Cathedralis et Ecclesiarum Capitularium Brestensium”[1] за 1759 год, найденной мною случайно в одной из униатских церквей”. Паевский, описывая находку сообщает, что книга состоит из 166 рукописных страниц, переплет кожаный, написана на польском языке “вперемешку с латинскими, преимущественно юридическими терминами”. На первой странице набросана тушью виньетка, внизу которой изображена Брестская кафедральная Cв. Николаевская церковь[2], а вверху – в архиерейской митре изображен святой Николай, парящий в облаках. Это та самая Cв. Николаевская церковь, где в 1596 году была подписана Брестская церковная уния. Так называемые визиты церквей – едва ли не самые подробные документы, на основании которых безошибочно определяются прошлые судьбы и история церквей и приходов во времена Унии. В этих визитах подчас попадаются такие вещи, “важность которых не прозрели не только визитаторы, но и их потомки”. В своей книге “Городъ Брестъ-Литовскъ и его древнiе храмы” Паевский приводит выдержки из “Liber visitationum Ecclesiae Cathedralis et Ecclesiarum Capitularium Brestensium”, он пишет: “…основание здесь еще в глубокую старину города освещается более точными данными, находящимися в визитационной книге, из которой заимствую в буквальном переводе следующую коротенькую выпись: “Кто был фундатором Брестской кафедральной св.Николаевской церкви за древностью ее узнать трудно. Старые люди, со слов предков своих, передают, что некий купец, по происхождению казак, проезжая мимо Бреста, завяз в реке Мухавце, из которой не иначе мог освободиться, как только давши обет по благополучном возвращении, продавши товары, построить в этом городе Бресте церковь во имя св.Николая. И когда, после такого решения, достиг великого счастья, возвратившись назад, обет свой исполнил и сию церковь построил”. Таким образом, Брестская кафедральная Cв. Николаевская церковь, по свидетельству самого же визитатора, является едва ли не самым древним храмом в городе Бресте. Предание о ее постройке письменно зафиксировано в 1759 году и корнями уходит в седую старину. Из текста легенды видно, что к моменту постройки церкви город Брест уже существовал. Кого именно красивая легенда побудила приукрасить историю возникновения Бреста – неизвестно, но факты – вещь жестокая. И если эта легенда имеет прямое отношение к Св.Николаевской церкви, то к истории возникновения Бреста - никакого. В связи с чем ясно, что утвержденная без широкого обсуждения концепция памятника, вызвавшая шквал протестов в обществе, треснула по швам окончательно. Следует задаться вопросом: так чему же посвящен этот памятник? Денис Турченяк Примечание: [1] “Книга визитации церкви кафедральной и церквей капитулы Брестской” написана в 1759 году Корончевским – визитатором церквей Брестской епархии. См. Литовские епархиальные ведомости 1878 г. стр.74. [2] Церковь Св.Николаевскую (конец 14 в. – нач.15 в.), разрушенную в 19 веке Московской армией при строительстве крепости, прошу не путать со Свято Николаевским гарнизонным собором, возведенном в 19 веке на территории крепости. В сегодняшние дни место, где раньше находилась Св.Николаевская церковь, является местом паломничества униатов Беларуси. Найти место, где находится центр разрушенной церкви может каждый, для этого нужно отмерить 37 метров от крыльца расположенного в крепости опорного пункта милиции по направлению к памятной доске в честь заключения Брестского мира, которая закреплена на разрушенном фундаменте Базилианской церкви. [3] Изображение титульной страницы книги “Liber visitationum Ecclesiae Cathedralis et Ecclesiarum Capitularium Brestensium” опубликованное в книге Батюшкова П.Н. “Белоруссия и Литва” СПБ., 1890 г. с.141 любезно предоставил Никитчик А.Д.
0
Денис Турченяк / Адказаць
27.07.2009 / 23:51
Памятник реально проблемный и весь процесс его создания не отвечал демократическим принципам. На 10 августа назначено первое судебное заседание, подробности тут: http://by.milinkevich.org/news/data/ic_77/5032/
Каб пакінуць каментар, калі ласка, актывуйце JavaScript у наладах свайго браўзеру