Первый инструмент вышел из рук мастера еще в 1999 году. С тех пор он сделал более трех десятков средневековых инструментов, а его барочная лютня выставлена в экспозиции Мирского замка. «Салідарнасць» выяснила, как идти с лютней по жизни.

Стать мастером гитарных, а после и лютневых дел, Юрию Дубновицкому, тогда еще лишь преподавателю гитары в пинской музыкальной школе, помогло несчастье.

— В музыкальную школу купили дорогущую гитару за 600 рублей. Сумасшедшие для 1990 года деньги, — вспоминает мастер. — Я играл на этом инструменте и однажды, возвращаясь с репетиции, поскользнулся на улице, был гололед жуткий, и сломал эту дорогую гитару.

Обращаясь к мастерам, музыкант слышал одно и то же: стоимость ремонта будет равна стоимости новой гитары. Можно было «сдаться» администрации училища и отработать стоимость гитары, но собеседник решил сам отремонтировать инструмент.

— Меня пригласили как гостя на гитарный фестиваль «Выдвижение», который состоялся тогда впервые в Минске, — вспоминает он. — Я начал общаться с мастерами, которые делают гитары. Были дельные советы, и в результате гитару я отремонтировал.

Тогда же понял, что на ремонте одного инструмента не остановлюсь, начал делать гитары сам. Благо, дефицит на хорошие инструменты в 90-х был жуткий.

Девять лет Юрий посвятил изготовлению только акустических гитар, работал в одиночку и в соавторстве с другими мастерами.

— Мне всегда было интересно с людьми технически грамотными, сам-то я гуманитарий, — шутит он. — Мы создавали какие-то фантастические станки для работы.

За эти годы мастер сделал около полусотни акустических гитар, но к концу девяностых они перестали пользоваться спросом в силу насыщения рынка инструментами, к тому же Дубновицкий серьезно увлекся барочной музыкой, для исполнения которой в Беларуси просто не было подходящих инструментов. Кроме того, з

а год до создания первой белорусской лютни, Пинск посетил с концертом знаменитый английский лютнист Брайан Райт, который отчасти вдохновил гитарного мастера на создание средневекового инструмента.

— Все музыканты немного грешат, исполняя на современных инструментах старинную музыку, — считает музыкант. — Пианисты играют музыку, написанную для клавесина, гитаристы — для лютни. Я решил сделать инструмент, для которого музыка писалась изначально.

В 1999 году в Пинске появилась первая белорусская лютня, а через год Брайан Райт посетил Пинск во второй раз, сильно удивившись, что там уже есть столь редкий инструмент. К лютне сразу проявили интерес коллеги-музыканты, журналисты. Юрий Дубновицкий считает подобное внимание оправданным. Ведь

в эпоху Великого Княжества Литовского лютня была широко распространенным инструментом, для нее писалась музыка, а при дворах шляхты считалось хорошим тоном содержать лютнистов.

Сегодня преподаватель Пинской детской музыкальной школы № 1 планирует максимально сократить часы преподавания, оставив за собой лишь коллектив старинных инструментов, и максимально плотно заняться изготовлением старинных инструментов.

— Представьте, что вы после 6–7 часов работы в школе приходите в мастерскую, где еще несколько часов мастерите средневековую лютню — инструмент сам по себе очень тонкий, — сетует мастер на нехватку времени. — Поэтому я максимально хочу сосредоточиться на изготовлении инструментов.

По словам Юрия, сегодня лютня не пользуется большим спросом и в год продается не больше 3–4 инструментов. Средняя стоимость лютни эпохи ренессанса — 650 долларов. Основные покупатели — гости из России. Если заказчик пожелает приобрести барочную лютню, богаче оформленную и более сложную в изготовлении, придется заплатить еще больше.

— Хотя для ручной работы — это не такие уж большие деньги, — отмечает собеседник. — Представьте, что производители из юго-восточной Азии наладили массовое производство лютни по 350 долларов. Конкуренция, несмотря на посредственное качество этих инструментов, высокая.

Рабочий день в мастерской, под которую переоборудован дом, оставшийся в наследство от родителей, начинается с топления печи. В работе с лютней влажность должна быть минимальной. В двух небольших комнатах-мастерских жарко и сухо.

— Пинск находится в низине, влажность у нас катастрофическая, потому приходится сушить дерево и работать с инструментами в максимально сухих условиях и ориентируясь по барометру, —
делится секретами мастер. — Инструмент, в основном, простой — стамески, рубанки, есть несколько приспособлений, которые пришлось изобрести для упрощения процесса изготовления инструмента.

От начала и до конца лютня делается руками мастера. Даже струны для инструмента наматываются вручную.

Звук у классической ренессансной лютни богатый по тембру, но не такой громкий, как у гитары. Потому и играли на ней для небольшого количества слушателей.
Вместо привычных нот — табулатуры, в которых не всякий музыкант сходу разберется.

— Моя жена играет на виолончели, но всякий раз удивляется, как я и мои ученики понимаем свои ноты, — смеется Юрий.

После рабочего дня дома его ожидает супруга Ольга и верный Рекс, который охраняет покой хозяина от назойливого журналиста.

После дня общения с Юрием Дубновицким понимаешь, что лютня для него — это отдельная вселенная, о которой мастер может рассказывать часами, объясняя нюансы исторической достоверности и тонкости ремесла.

— В принципе, никаких секретов нет, — подытоживает он. — Я много лет работал и работаю с другими мастерами, кто-то был моим учеником, у кого-то учился я. Можно увидеть все мои приспособления (прятать их нет смысла) — кто «в теме» — и сам до всего дойдет. А менее увлеченному и подробная инструкция не поможет.

Благодаря начинанию Юрия Дубновицкого, полесские мастера освоили почти всю струнную индустрию времен Ренессанса и барокко. Их руками также создаются виолы, старинные гитары. На инструментах Дубновицкого&Co играют в Беларуси, Украине и России. Возрождается интерес к музыке прошлых веков, которая когда-то звучала во всем Великом Княжестве Литовском.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?