Как стало известно Naviny.by, налоговики продолжают настаивать на реализации своей главной идеи — узаконить право работников доносить на нанимателей, которые грешат выплатами серых зарплат с последующим наложением штрафа на работодателя.
Проект соответствующего указа уже направлен в
По данным МНС, в 2011 году было выявлено 1072 случая выплат зарплат в конвертах. По результатам проверок в бюджет было взыскано более 960 млн. рублей в виде налогов и штрафов. Однако это лишь небольшая часть общего пирога, который удалось отхватить налоговым органам. По оценкам налоговиков,
«Радикально изменить положение можно только завершением процесса, который сегодня ведется по изменению законодательства. Надеюсь, что Беларуси первой на постсоветском пространстве удастся справиться с этим явлением», — еще в конце 2010 года на
Но что все это время происходило с этим документом, и почему доНаверху поняли, что предлагаемые МНС методы борьбы с серыми зарплатами требуют дополнительного анализа, и законопроект пришлось дорабатывать?бизнес-союзов он дошел только сейчас?
По мнению сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, исчезновение проекта указа из поля зрения могло быть связано с директивой № 4.
«Все были заняты директивой и не думали о других документах. Но, к сожалению, сегодня маятник начинает клониться в другую сторону. На совещаниях чиновники в открытую заявляют, что директива устарела, и пора о ней забыть. И тут же начинают всплывать старые инициативы и законопроекты», — отметил эксперт.
Идея налоговиков сводится к тому, чтобы стимулировать работников сообщать о фактах выплат серых зарплат. По нынешнему законодательству за такую инициативу следует наказание. Если наемный работник сообщит о факте выплаты ему зарплаты в конверте, то будет вынужден сам доплатить подоходный налог. Это сдерживает инициативу работников сообщать о фактах выплаты серых зарплат.
В соответствии с проектом указа наемное лицо освобождается от ответственности при раскрытии информации о выплате зарплаты в конверте. Оплачивать все налоги и штрафы будет наниматель. И МНС рассчитывает, что угроза административной ответственность станет действенным способом сдерживания выплат зарплат в конвертах.
Хотя неоднозначную реакцию вызывают размеры предлагаемых штрафных санкций. За налоговый обман должностное лицо, юрлицо или ИП может быть оштрафовано в размере от 50 до 100 базовых величин. Повторное совершение налогового обмана повлечет наложение штрафа в размере 100–200 базовых величин
Однако для части предприятий, которые промышляют выплатами серых зарплат, такие санкции — не более чем мелкая неприятность.Скорее, здесь можно говорить об угрозах для мелкого бизнеса. Как подчеркивает Виктор Маргелов, именно на мелких предприятиях чаще всего практикуется выплата серых зарплат.
«Но делают они это не от хорошей жизни, а потому что выплата зарплат в полном объеме без всякого сокрытия приведет к закрытию бизнеса. Поэтому многие и выплачивают частично или полностью зарплаты в конвертах», — констатирует сопредседатель РКП.
Конечно, для определенной части субъектов хозяйствования штраф может оказаться болезненным ударом. Но, по словам начальника юридического отдела Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Вадима Бородули, опасность для бизнеса заключается в том, что по проекту указа работник может обвинить нанимателя в выплате серой зарплаты в течение трех лет с момента совершения правонарушения.
«И представьте ситуацию: работника за пьянку, воровство или прогулы увольняют, а он идет в налоговую и сообщает: „Два года назад директор выдал зарплату мне в конверте“.Кроме его показаний больше ничего нет, но наниматель рискует оказаться виновным», — обращает внимание Бородуля.
«А у нас народ любит кляузничить. Кроме того, есть и недовольные. Не того назначили начальником отдела,
Ожидается, что
Аналогичного мнения придерживается и председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. По его словам, проблему выплат серых зарплат надо решать не путем репрессивных мер в отношении нанимателей. Пора, наконец, приступить к перераспределению налоговой нагрузки между нанимателями и работниками.
«А пока у нанимателя и работника есть взаимная заинтересованность сокрытия реально выплачиваемых зарплат, потому что наемный работник вообще не чувствует себя налогоплательщиком. И его интересует, сколько он получит, а не будущая пенсия. Поэтому надо чтобы сам работник заботился о своем будущем», — убежден глава БСП.
Представители
«Взносы работодателей (34% фонда оплаты труда) и работников (1% индивидуальной зарплаты) являются единственным источником финансирования пенсий и ряда других социальных выплат», — поясняют свою позицию в министерстве.
Но это не аргумент против снижения социального налога, отмечает, в свою очередь, Виктор Маргелов. «Да, для этого надо проводить пенсионную реформу. Но мы уже 10 лет говорим, но ничего не делаем. И это уже привело к потере нашей конкурентоспособности», — подчеркнул эксперт.