Попытки диалога или дискуссии о сохранении историко-культурного наследия в нашей стране давно стали напрасными. Но в этом случае отечественные СМИ, государственные и негосударственные, столичные и районные, больше года писали об этой проблеме. Была даже надежда на некое взаимопонимание с чиновничеством. Дом Максима Горецкого в Горках стал символом, символом неравной борьбы с официальным вандализмом и символом гражданской солидарности цивилизованных людей, несмотря на различие политических взглядов.

Небольшой двухэтажный жилой дом на территории Белорусской сельскохозяйственной академии в Горках неожиданно стал предметом общественной дискуссии в различных СМИ.
Деревянный дом № 3 по улице Агрономической был единственным в Беларуси аутентичным зданием, связанным с судьбой Максима Горецкого, где писатель проживал с 1926 по 1928 год.
Даже в советские времена важность этого уникального памятника хорошо понимали на всех уровнях.
Еще в 1986 году дом, где жил Горецкий, под номером 868 как элемент историко-архитектурного комплекса Белорусской сельхозакадемии был внесен в «Список памятников истории и культуры Беларуси», где сказано: «Построен в 1925г. из дерева. Стены вертикально обшиты, фундамент из бутового камня. Здесь в 1926—1928 гг. жил белорусский писатель М. Горецкий». Деревянное здание чудом простояло, пережив войну, без малого 90 лет! Между тем нынешнее чиновничество тихой сапой исключило памятник из числа ценностей государства, а точнее, не подтвердило статус этого объекта. А местные коммунальщики по своему вкусу обложили деревянный дом силикатным кирпичом. Затем, в 1993 году, на стене из силикатного кирпича появилась мемориальная доска к столетию со дня рождения писателя. В 1990-е тут задумывали создать музей-квартиру классика белорусской литературы...
И вот накануне «Дожинок-2012» этот дом вдруг признают аварийным и вносят его снос в план.
«Его обследовал специальный институт, — расставил все точки над «i» в телефонном разговоре заместитель директора горецкого УКП «Коммунальник» Арам Себаян. — Изношенность всех конструктивных элементов превышает 61%. Имеется в виду — фундамент, стены, потолок и все остальное», — цитирует важного чиновника журналистка газеты «Звязда» Илона Иванова. Понятно, что никакого «института» там не было, а «износ» и «экономическая целесообразность» оценивались на глаз. Для коммунальщиков целесообразно взять побольше денег за наименее квалифицированную работу — снос дома и вывоз мусора на свалку. Отказаться от этих денег они не могли никак. Поэтому дом, где жил Горецкий, был обречен на уничтожение с самого начала.
В Горках собрали шесть десятков подписей под обращением к тамошним властям с требованием найти возможность сохранить дом, где жил гениальный писатель и выдающийся деятель белорусской культуры.
Отметим, что в стороне не остались и оба писательских союза, ТБМ (Таварыства беларускай мовы —общество белорусского языка), Общество охраны памятников, различные общественные и политические организации... Отметим исключительную солидарность людей разных взглядов и журналистов из совершенно разных СМИ. Компетентно и подробно освещала проблему не только «Звязда», сотрудником которой в свое время был Максим Горецкий, но и «Наша Нива», «Советская Белоруссия», «Народная воля», «Новы Час» и другие. Даже в официальных СМИ звучали отчаянные призывы дать Горкам шанс заиметь еще один объект культуры и просвещения.
Иногда даже казалось, что мечты людей, неравнодушных к белорусской культуре, сбудутся.
Вопрос будто бы даже рассматривался чиновниками разных уровней. Общественность неустанно писала письма, обращения, справки о возвращении памятнику прежнего статуса. Казалось, если есть деньги на то, чтобы все разрушать, то наверняка можно попытаться хоть что-то спасти. Кампания по спасению памятника белорусской культуры в Горках была беспрецедентно мощной. Работники культуры в Горках, как и большинство белорусских интеллигентов, были убеждены, что в доме можно было бы разместить музей-квартиру Горецкого, а остальные помещения отдать хоть под магазины, хоть под офисы, лишь бы сохранилось аутентичное окружение... Надежды эти оказались напрасными.
Но в том-то и состоит природа нынешней власти — в демонстративном и циничным игнорировании общественного мнения.
Некоторые чиновники с энтузиазмом напирали на тот факт, что этот объект отсутствует в списке памятников. Напомню, как и дом семьи Янки Купалы в Минске, как и дом Максима Богдановича в деревне Вязье Осиповичского района, памятники в десятках других мест, которым было отказано в статусе памятников Республики Беларусь. Но и этот статус никого ни к чему не обязывает! Поэтому вполне естественно, что в ключе нынешней государственной политики «общественный совет по сохранению и приумножению историко-культурных ценностей, благоустройству и социальному развитию Горок и Горецкого района» (!) предложил исключить из списка историко-культурного наследия и несколько домов по улицам Тимирязева и Мичурина! То есть запущенный властью механизм пренебрежения к исторической памяти остановить уже невозможно. Практика, когда истребляются памятники, имеющие отношение именно к белорусской национальной культуре, стала составляющей официальной политики. В стране, где устанавливают бюсты Сталина и российских царей...
Судя по последним фотографиям, дом Максима Горецкого, был не ветхим и не аварийным.
Чего стоил хотя бы бутовый гранитный фундамент с подвалами! Такого сегодня в Горках уже не увидишь. А те поделки, что понаставили в райцентре к «Дожинкам», явно не простоят 90 лет, как тот дом. Пустопорожни заверения в том, что нечто там установят на месте аутентичного памятника старины. Ведь никакой знак или даже новенький бюст Горецкого не заменит исторической подлинности. И мы навсегда попрощались с еще одной мечтой.
Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?