Судя по всему, выбор белорусских властей не случаен.
В июле этого года тендерным центром Мингорисполкома был объявлен конкурс на разработку бренда Минска. Из десятка компаний подавших заявки жюри должно было выбрать одну, которая и будет разработать бренд белорусской столицы, а именно выработает логотип и фирменный стиль города. На эти цели из бюджета выделено 300 миллионов рублей. В конце августа было объявлено, что бренд Минска создаст британская компания INSTID, которая, как сообщается, ранее реализовала аналогичный проект для Лондона.
Вскоре после этого в редакцию «Белорусского партизана» поступило несколько писем от различных адресатов, в которых сообщалось, что эту британскую компанию в действительности возглавляют белорусы и не просто белорусы, а белорусская оппозиция.Так, в одном из писем присланных на почту редакции указывалось, что главой департамента исследований является некто Наташа Гранд (ранее носившая фамилию Лещенко, выпускницы БГУ и автора ряда статей по
Спустя несколько дней, мы получили еще одно письмо с критикой еще не созданного бренда Минска и компании INSTID. Все это дало нам основания думать, что авторы этих писем — завистники из числа проигравших тендер на разработку бренда компаний, которые решили скомпрометировать английскую фирму, используя независимые ресурсы. Однако, не смотря на это, мы решили разобраться, что произошло.
В сообщении госагентства БЕЛТА, говорится, что INSTID ранее разрабатывала бренд Лондона. Однако, на сайте компании об этом нет ни слова. Нет на сайте и никаких работ, фотографий и видеороликов, дающих представление о предлагаемых компанией услугах. Из полезной информации там только перечислены 14 клиентов компании (среди них МИД Беларуси, посольство Беларуси в Великобритании, 6 клиентов из России и 2 из Америки), а также объявление о поиске людей из Минска «на позиции менеджера проекта,
Стоит также отметить, что в своем недавнем интервью «Еврорадио» Наталья Гранд признала, что и конкретных предложений по имиджу Минска в компании пока не имеют.По ее словам, прежде всего специалисты из INSTID собираются провести исследование среди жителей белорусской столицы, которые должны помочь определить характерные черты города.
«Нашу работу и деятельность встречают в Минске с большим интересом. Люди, особенно из творческих кругов и студенты, предлагают свою помощь и участие. Есть интерес со стороны бизнеса» — рассказала Гранд «Белорусскому партизану».
«Власти нормально сотрудничают. Проект получает широкое освещение в медиа. Исследование идет по плану, минчане охотно делятся своими мыслями, задумываются над поставленными вопросами» — сообщила она.
Однако, для независимых экспертов, выбор тендерного центра Мингорисполкома выглядит странно.
Так, у директора маркетинговой и
«После таких конкурсов, тендеров не знаю даже, как это назвать, все брендинговые компании страны должны просто самоликвидироваться, потому что это позор» —считает Лопан. — «Я не знаю по каким критериям их выбрали, но то, что они предлагают (
«В Беларуси много людей, которые могут сделать это на очень хорошем, достойном уровне» — убежден Лопан.
Как удалось выяснить «Белорусскому партизану»
Наталья Гранд также является обозревателем прессы на канале BBCWorldTVChannel в программе WorldBusinessReport, где комментирует события в странах СНГ.Имеет степень доктора социологии, полученную в Лондонской школе экономики. Специализируется Гранд на изучении политических идеологий, национализма и процессов национального строительства, а также политических и предпринимательских рисков в России и странах СНГ и является автором двух научных статей о посткоммунистическом развитии Беларуси, в целом критические по отношению к режиму Лукашенко.
Однако, оппозиционной компанию INSTID назвать очень сложно.Свою известность INSTID (ранее позиционировавшаяся как Институт государственных идеологий) получил в 2009–2010 годах, после того как Беларусь разорвала отношения с британским пиарщиком лордом Тимоти Беллом. Официальный Минск был неудовлетворен тем, как Bell Pottinger Group провела кампанию по улучшению имиджа Беларуси и Александра Лукашенко в странах Евросоюза. Освободившую нишу пытались занять многие, в том числе INSTID, предложив несколько иную концепцию. Но до контракта дело не дошло.
Примечательна также реакция компании INSTID на введение Евросоюзом санкций против белорусского режима после фальсификаций выборов 2010 года и массовых репрессий против оппозиции.В своем блоге Наталья
На вопрос, чем вызваны такие разительные изменения политических взглядов Наталья Гранд заявила «Белорусскому партизану» следующее:
«12 лет я занимаюсь изучением белорусской национальной идентичности и идеологий, защитила по этой теме диссертацию в Лондоне, имею научные публикации в англоязычных журналах.Моя позиция была и остается в том, что для развития Беларуси важно и полезно взаимодействие с внешним миром, и такому взаимодействию нужно способствовать. Именно с этой позиции я выступала и выступаю на самых разных площадках и обращаюсь ко всем аудиториям — от оппозиции до властей и обычных граждан. Я разговариваю со всеми, кто имеет возможность влиять на ситуацию, не примыкая к одному определенному «лагерю».
«Я действую последовательно и свою позицию держу четко. Что касается настоящего проекта — он не за власти и не против властей. Он за Минск» — заявила Наталья Гранд.
Учитывая такую позицию руководства компании, то, что выбор белорусских властей доверить разработку бренда Минска британской компании INSTID, уже не кажется таким странным решением.