Сюжет следующий (все совпадения случайны).На торжественном собрании в администрации он провозглашает, что подписал указ о разделе страны на три союзные государства — Западную, Восточную и Центральную Беларусь. Управлять ими должны три сына президента — Георгий, Роман и Коля. Старшие дети один за другим говорят слова благодарности и хвалят мудрое правление отца.87-летний президент Беларуси, который правил страной 50 лет, решает передать власть детям.
Младший же и самый любимый сын Коля, которому старый президент намеревался оставить Центральную Беларусь с Минском и резиденцией, вдруг упрекает отца: «Некоторые не считают нашу страну свободной… говорят, что ты узурпировал власть, а выборы были нечестными… Есть такие, кто сидел в тюрьмах за свои убеждения…»
Речь вызвала дикий гнев руководителя. Президент, фамилия которого нигде в романе не называется, изгоняет младшего сына послом в Брюссель, а страну делит всего на две части — между старшими. А потом понимает, что, отдав власть, придется отказаться от многих привычек, приобретенных в течение долгого правления…
футуристический роман Prezident L., который появился в интернете, читается на одном дыхании. Его написал (Как отмечено в послесловии, это псевдоним. Автору 27 лет, он «по понятным причинам» живет и работает в Москве.по-русски ) Антон Дыбов.
Это классический постмодернизм: фабула от начала до конца взята из «Короля Лира». И автор даже подчеркивает это: в самые драматические моменты язык героев становится шекспировским — возвышенным, трагиеским.Как во время этой сцены стычки между отцом и сыном:
— Ты выродок! — внезапно заорал старый президент. — Пусть слышат все! Ты — выродок! Бездушный робот! Прости, что докучал тебе… Прости, что был тебе отцом и покрывал твои делишки в прошлом. Прости, что сдуру сделал президентом и дал страну размером с Австрию на разграбление. Мне всё понятно! Ты больше мне не сын. Все собираемся, мы уезжаем на Родину. В любимый Шклов, на земли Могилева… Чтоб управлять народом нужно больше, много больше, а ты не научился не хрена.
Представляя такие речи в устах прототипов, трудно сдержать улыбку. Да, постмодернистский роман всегда ироничен. И все же перед нами — трагедия, шекспировская трагедия. Трагедия личности, семьи, общества.
Поскольку дочери короля Лира в белорусской интерпретации превращаются в сыновей, меняется пол и некоторых других персонажей. Так вместо коварного Эдмунда является Анна Николаевна, любовница Георгия и Романа, интриганка из КГБ — единственной структуры, которую братья никак не могут поделить.
Роли шекспировских графов и герцогов распределены между чиновниками и спецслужбистами. Они управляют судьбами новых государств. Народ безмолвствует.Даже алкаш, которого встречают старый президент и его потрепанные сторонники в коровнике на Шкловщине, оказывается опальным полковником КГБ.
К этой организации в произведении — особое отношение. Многие читатели будут озадачены: автор, не пожалевший красок на описание авторитарной действительности в
В чем видит офицерскую честь верный старому президенту седовласый руководитель КГБ, звезда которого взошла после избиения оппозиционного кандидата в2010-м ? «У меня за семь лет ни одного митинга. Ни одного часа тут камеры не пустовали».
Шекспировская фабула вписана в географию Беларуси.
Граница Западной и Восточной Беларуси идет по линии минского проспекта Независимости, совместными усилиями спецназы Георгия и Романа штурмуют Брест, в котором при поддержке Евросоюза окопался Коля…
Встретит читатель в произведении знакомые имена
Время застыло в государстве Романа. В России все еще правит Путин, американский президент произносит речь «в послевоенном Тегеране»…
Батальные сцены и второстепенные сюжетные линии выписаны в произведении слабее, чем основная. Словно взяты из
Шекспировский размах зато — в трагедии старика, утратившего власть. А она перекликается и с другими классическими произведениями на темы абсолютной власти.Опальному гэбисту приснилось, как старого главу государства зажарили и подали на стол на картофельном троне. Подобная деталь была в романе Маркеса «Осень патриарха» и в жизни угандийского руководителя Иди Амина.
Будто из «Рыбиного города» Бабиной взята снежная пурга, которая за короткое время слизывает все плоды
Наконец, у старика, как и у Лира, происходит распад личности. Он начинает рассуждать в коровнике: «Что такое человек? Просто двуногое животное… У коровы четыре ноги, а у человека две.Но его точно так же можно поставить в боксы, только не в коровник, а в человечник. И доить, доить, доить… А затем — пустить на колбасу…»
Власть, при поддержке верных чекистов, к рукам прибираетВ роли шекспировского шута —премьер-министр — вечно задерганный хозяйственник, терпевший унижения и от старшего президента, и от младших. Чиновники, партия победителей, не имеют в произведении имен. Называются по должности: премьер, спецпосланник, губернатор, глава администрации.
Кто же может быть автором романа, характеризуемого им самим как «Автор (авторша) в подробностях представляет себе бюрократическую логику и логику церемониалов, ему (ей) удалось пропустить сквозь себя театральность диктатуры и политическую философию главного персонажа. В этом смысле примечательны мысли, которые автор вкладывает в уста старенькогодокументально-художественное исследование природы политической власти в Республике Беларусь»? Рискнем предположить, что этокто-то из нынешних или бывших чиновников.
«Так уж показала история, что люди лучше всего живут в тех странах, где правят „слабаки“.Потому что человек сильный любит приключения. Его тянет на авантюры. Вспомните истории сильных правителей… А это, знаете, не всегда удобно для населения».
Автор — личность циничная: в романе нет сил добра, нет сил прогресса. Есть только основные инстинкты: жажда власти, секса, сила родительской и сыновней любви, есть интересы, но нет национального чувства, а идеалисты высмеиваются.Посмотрите, как представлен старый президент! А как — оппозиция и оппозиционная интеллигенция.
Так может писать только инсайдер, человек из того, «Лирова» лагеря. И в этом сила произведения. Возможно, это лучшее из того, что пока было написано об этой системе.
«Глупая либеральная ересь не могла его тронуть — это всё была лишь красивая сказка. Нет никакой демократии. Не существует в природе. Нет никаких прав. Нет никакой свободы. Ничего из этой белиберды нет. Есть только одно правило: захватив власть, её надо укрепить и никогда никому не отдавать. До самой смерти. Кто хочет её отнять — враг, который должен быть безжалостно уничтожен и раздавлен».
Неслучайно автор скрылся под псевдонимом: никогда нельзя исключать, что такое
Между тем,
роман смелый не только своим политическим посылом, но и в художественном смысле. Он несет глубокую мысль: автократия ложится тяжелым грузом на плечи властителей, и, главное, это — система, которая в определенный момент самоуничтожится, и тот момент коллапса будет испытанием для государства как такового.
А что же с братьями и отцом? Все по Шекспиру. Совпадения с действительностью, напомним, — случайны.