Как Украина стала одним из основных производителей шоу для российского телевидения 22

Автор: Максим Маханьков

«Я стесняюсь своего тела», «Пацанки», «Орел и решка»… Рывок украинской телеиндустрии произошел в последние пять лет. Дошло до того, что даже эфир газпромовского телеканала «Пятница» на треть состоит из украинской телепродукции.

Завершается пятый год российско-украинского вооруженного конфликта. За это время страны настолько отдалились друг от друга, что, казалось бы, никакие контакты на каких бы то ни было уровнях просто невозможны. Особенно если учитывать продолжающуюся уже почти 5 лет мощную антиукраинскую пропаганду из уст прокремлевских «соловьев».

Несмотря на преимущественно враждебное отношение россиян к Украине и украинцам, что фиксируют многочисленные социологические опросы, произошло нечто интересное — Украина за последние несколько лет превратилась в одного из крупнейших поставщиков развлекательных телепередач и сериалов для российского телевидения. Пока центральные российские СМИ безжалостно хаяли и лили грязь на Украину, развлекательные российские каналы заполонили свой эфир украинскими шоу или их российскими адаптациями. Дошло даже до того, что эфир газпромовского телеканала «Пятница» на треть состоит из украинской телепродукции.

И это при том, что в самой Украине российские телепередачи почти полностью исчезли из эфира местных телеканалов. Украинские телешоу любят смотреть в России, и при деловитом подходе украинских властей этот феномен мог бы превратиться в инструмент «мягкой силы» в информационном противостоянии с Кремлем.

Примечательно, что над некоторыми сверхпопулярными шоу для украинского телевидения работают и белорусы, которые не видят для себя никаких перспектив в Беларуси, где все каналы государственные и конкуренции нет вообще.

Читайте также
Белорусский кавээнщик стал одним из самых популярных телеведущих Украины. Дмитрий Танкович: «Беларусь застыла, а Украина станет европейской страной»

* * *

Как все начиналось?

Украинские телевизионщики еще в середине 1990-х годов стали доминировать на поприще российского развлекательного телевидения. Именно украинские студии создали на территории бывшего СССР такие культовые телепередачи, как «Маски-шоу», «Каламбур», «Джентельмены-шоу» и «СВ-шоу».

К середине 2000-х эти передачи потеряли свою популярность и перестали выходить в эфир. Хотя некоторые украинские развлекательные передачи и транслировались в России, они уже не имели былой популярности («Голые и смешные», «Украинский квартал» и другие).

Новая волна популярности украинского развлекательного телевидения в России поднялась после 2014 года.

Украинская телеэкспансия в цифрах

По данным KVG Research, Украина является вторым, после США, поставщиком контента для российского телевидения. Если в 2014 году доля украинского контента на российском ТВ составляла 11,9%, по итогам 2016 года она уже достигала 20,5%.

Если бы отношения между двумя государствами не испортились в 2014 году, цифры могли бы быть еще более впечатляющими. Известно, что российские каналы, после начала вооруженного конфликта вынуждены были положить «на полку» некоторые уже купленные украинские передачи.

Не меньше впечатляют и цифры в сериальном производстве. По данным KVG Research, большая часть сериалов на российском телевидении — украинского производства. Главными производителями сериалов для российских телеканалов стали Star Media украинского предпринимателя Влада Ряшина и компания Film.ua.

Если популярность украинских телешоу в России объясняется в первую очередь креативностью украинских телевизионщиков и качеством продукта, то с сериалами ситуация более прозаическая — в Украине есть профессиональная база и опыт, для того чтобы делать эти сериалы с затратами меньше, чем в России.

Успех украинских шоу (по сравнению с российскими) обусловлен их демократичностью (героями там обычно выступают не звезды, а самые обычные люди из провинции), смелостью, непринужденностью, а также креативностью сценаристов.

Известно несколько случаев, когда какое-то международное телешоу пытались запустить российские телевизионщики — и программа оказывалась сплошным провалом (российские «Детектор лжи» и «Х-фактор»). А если за адаптацию передачи брались украинцы, те же самые шоу становились сверхпопулярными («Детектор брехні», «Х-фактор»). Казалось бы, формат и шаблоны программ одинаковые — а результаты абсолютно разные. Западные форматы хорошо ложатся на украинскую почву со всеми ее проблемами.

Аналогичная судьба постигла и передачу «Топ-модель по-русски». Российский канал «Ю» показывал российскую адаптацию международного шоу, но она не стала популярной — телеканал в результате был вынужден показывать россиянам «Супермодель по-українськи», которая стала одной из самых рейтинговых передач на «Ю».

Комментарий российского зрителя шоу «Супермодель по-українськи» на сайте российского телеканала «Ю», скриншот.

Но украинские телеканалы не только копируют западные шоу — они успешно создают и собственные форматы, что продают за границу.

Какие украинские телешоу стали популярными в России?

«Орел и решка»

Известное украинское шоу о путешествиях появилось на украинском телеканале Интер еще в 2011 году. Придумали и разработали концепцию программы украинцы Жанна Бадоева, Евгений и Елена Синельниковы.

Ведущая «Орла и решки» Регина Тодоренко.

Сюжет «Орла и решка» весьма прост. Двое ведущих отправляются в один из городов мира. По правилам программы, один из них должен прожить субботу и воскресенье за 100 долларов, а другой может потратить какие угодно средства и вести расточительную жизнь. Чтобы решить, кто в какой роли окажется на предстоящие выходные, ведущие перед каждым путешествием бросают монетку.

В 2013 году передачей заинтересовались в России, и она начала выходить на телеканале «Пятница». Российский канал, как и украинский «Интер», брал на себя расходы по производству программы, хотя съемками шоу продолжает заниматься украинская студия Teen Spirit.

В результате передача стала самым популярным телепродуктом российского развлекательного канала «Пятница».

Вышло уже 19 (!) сезонов оригинального шоу, а также несколько сезонов параллельных шоу «Орел и решка. Шоппинг», «Орел и решка. Россия» и другие.

«Хата на тата»

Каждая программа — это история одной семьи, где есть отец, мать и дети. По условиям проекта измученная многолетним выполнением домашних обязанностей мать едет в отпуск на неделю и занимается тем, о чем всегда мечтала, или тем, на что не хватало времени.

Например, прыгает с парашютом, или погружается с аквалангом, или наслаждается спа-процедурами — словом, делает все, что ей захочется.

Тем временем отец остается дома с детьми, выполняет все отцовские и домашние обязанности, а также некоторые задания жены. Он должен доказать, что способен организовать быт, быть другом и отцом для детей. А главное — папа должен измениться и осознать, насколько сильно он любит свою жену и насколько недооценивал ее работу по дому.

Героя ждут серьезные испытания. Он получит обязательные задания, и если выполнит все, то сможет получить денежный приз. Интересно, что производством «Хата на тата» с 2018 года занимается Vaverka Production популярного белорусского кавээнщика Дмитрия Танковича.

Дмитрий Танкович, фото: СТБ.

В России это передача украинского канала СТБ идет под названием «Папа попал».

Этот проект также является оригинальным украинским — формат передачи успешно был продан в страны Балтии, в Польшу, Францию.

Вот как выглядит литовская программа по украинской франшизе «Хата на тата»:

«Ревизорро»

«Ревизор» — реалити-шоу о качестве услуг в сфере обслуживания Украины. Еще один украинский оригинальный формат, на этот раз производства «Нового канала».

Как правило, объектами ревизии становятся заведения общественного питания (рестораны, кафе, столовые), отели, общежития и супермаркеты.

Особенность программы — съемка ревизии происходит в реальном времени, никто из работников и владельцев заведений не знает о проверке.

В каждом выпуске команда ревизора приезжает в один из городов Украины, где посещает то или иное заведение и оценивает его по ряду критериев.

После ревизии команда совещается, после чего ведущий выносит вердикт. В случае положительного решения ведущий произносит фразу «Ревизор рекомендует (название заведения)», и вручает соответствующую табличку. В противном же случае ведущий произносит фразу «Ревизор не рекомендует».

Шоу стало настолько популярным, что украинские заведения, успешно прошедшие проверку «Ревизора», помещали табличку с рекомендацией на самое видное место — люди воспринимали ее как настоящий знак качества.

Первой ведущей телепрограммы стала украинская модель и журналистка Ольга Фреймут. Планировалось, что она будет вести и российскую версию программы под названием «Ревизорро». Но в итоге россияне сделали свою версию программы, хотя и были вынуждены купить лицензию у украинских телевизионщиков. Российская «дочка» украинского «Ревизора» также стала популярной и любимой программой.

«Від пацанки до панянки»

Героини проекта — молодые девушки с тяжелым бэкграундом, «пацанки», лишенные родительской любви, понимания со стороны общества, заложницы проблемного окружения и образа жизни.

В ходе шоу профессиональные педагоги и психологи ставят перед героинями все новые задачи, помогая «пацанкам» стать благопристойными «паненками».

Производством «Пацанок» для России занимается украинская студия Friends Production. Эта же студия снимает российскую версию украинского шоу «Панянка-селянка».

«Я соромлюсь свого тіла»

В 2015 году канал «Ю» начал показывать украинскую версию британского телешоу «Я стесняюсь своего тела». Врачи разъезжают по украинской глубинке и пытаются помочь людям с самыми невероятными историями болезней.

Зрителям открыто демонстрируют шок-контент: хирургические операции, гигантские опухоли, уродливые увечья, половые органы и пр.

Программа демонстрирует, что подавляющее большинство провинциальных жителей не разбирается в элементарных законах физиологии и панически боится врачей.

«Кохана, ми вбиваємо дітей»

Еще один формат, позаимствованный украинским ТВ в Британии и показанный в России, — «Кохана, ми вбиваємо дітей».

Шоу рассказывает о проблемах отцов и детей. Снизить градус ненависти помогает ведущий-психолог.

В передачу обращаются родители неуправляемых детей, которые ненавидят родителей, ведут себя провокационно и агрессивно. В семью направляют оператора, который ежедневно нон-стоп снимает семейные разборки. чтобы потом участники программы подробно разобрали их в эфире.

«Вагитна в 16»

Украинская адаптация американского телешоу, героини которого — беременные в возрасте от 13 до 17 лет. Сами, будучи еще детьми, они готовятся стать мамами.

Главная задача проекта — объяснить и показать подросткам, что ранняя беременность часто превращается в большие проблемы.

Программа объясняет — для зачатия особого умения не требуется, но чтобы выносить, родить и воспитать здорового ребенка понадобятся большие усилия. Малолетним родителям придется отказаться от прежней жизни и очень быстро повзрослеть.

Украинские шоу популярны только в России?

Интерес к украинским шоу возрос и в других странах. Особенно успешными оказались проекты студии «95 квартал», которую создал нынешний кандидат в президенты Украины Владимир Зеленский.

Например, украинцы продали права на трансляцию своей хорошо известной в Беларуси передачи «Рассмеши комика» не только в страны бывшего СССР, но даже в Китай и Вьетнам.

Вот так выглядит вьетнамская версия этой украинской программы под названием Thách thức danh hài:

С успехом продаются и сериалы «95 квартала». Студия продала права на показ своего популярного сериала «Слуга народа» крупнейшей интернет-платформе Netflix.

Анонс «Слуги народа» в Польше.

А с бизнесом в России у компании Зеленского сейчас не ладится — после поддержки Зеленским украинской армии и на фоне антиукраинской истерии Москвы «95 квартал» свернул почти все свои проекты в России.

Остальные украинские производители также стараются не отставать. В 2014 году формат украинского сериала «Нюхач» приобрел один из крупнейших французских каналов TF1, а в 2015 году — японский телеканал NHK.

Как украинский телепродукт может влиять на имидж государства?

При грамотном позиционировании и точечной поддержке со стороны государства, популярные в России украинские шоу могли бы стать эффективным инструментом мягкой силы в информационной войне с Кремлем.

Через такие шоу, как и через другие атрибуты массовой культуры, Украина могла бы доносить соседям, в том числе россиянам, свой нарратив и повестку дня.

Хотя большинство популярных в России украинских шоу — трешевый контент с маргинальными героями, само наличие таких шоу разбивает многие кремлевские мифы и стереотипы об Украине.

Российская пропаганда вокруг Украины строится на классическом приеме дегуманизации: кремлевские СМИ показывают россиянам, что никаких украинцев нет, а есть «майданутые хохлы», «русофобы и марионетки Запада», которые и не люди вовсе. Между тем украинские шоу, наоборот, показывают россиянам пусть и сложную, но реальную жизнь простых украинцев.

Российские зрители украинских шоу видят, что Украина не такая, как в сюжетах кремлевских пропагандистов (с нацистами, вечным майданом и русофобией). Они видят, что в Украине никто никому не запрещает разговаривать по-русски, что там нет голода и той нищеты, о которой говорит Дмитрий Киселев в своих телепрограммах. Россияне видят, что это самая обыкновенная страна с людьми, которые радуются жизни, огорчаются, ставят перед собой цели, ошибаются, работают над собой либо полностью деградируют и так далее. И что для украинцев характерны те же проблемы, что и для жителей других стран нашей планеты (в том числе России).

Комментарий от российского зрителя шоу «Я соромлюсь свого тіла» на сайте российского телеканала «Ю», скриншот.

Кажется, для разрушения кремлевских пропагандистских мифов вокруг Украины эти маргинальные трэш-шоу сделали больше, чем всё министерство информационной политики Украины.

Успех украинских шоу и в том, что они породили большое число интернет-мемов, в том числе в России. Одной из самых популярных является гркппа ВКонтакте «Я смотрю украинские шоу и радуюсь жизни», в которой высмеиваются наиболее одиозные и абсурдные моменты украинских телепередач. Примечательно, что большинство участников группы — россияне.

Главным героем интернет-мемов «Я смотрю украинские шоу и радуюсь жизни» стал телеведущий Дмитрий Карпачев, который ведет наиболее популярные шоу на украинском ТВ («Кохана, ми вбиваємо дітей», «Детектор брехні», «Вагітна у 16» и другие).

Дмитрий Карпачев, фото: СТБ.

Интересно, что популярность украинских шоу также мотивирует интерес части россиян к украинскому языку.

Популярны украинские шоу и в русскоязычном сегменте ютуб-блогеров. Так, обзоры украинских программ готовит белорусский блогер «Приятный Ильдар» и собирает миллионные просмотры на ютубе.

183
вася чэсных / Ответить
16.01.2019 / 13:00
Все просто, разделение людей в нашем регионе на русских, украинцев, белорусов является искусственным. У нас единый менталитет и главным этому доказательством является одинаковое восприятие юмора. Границы - они нужны политикам, чтобы доить собственные "стала", а для обычных, нормальных людей граница - ненужный и мешающий барьер. Языки наши не имеют серьезных отличий, грамматические формы едины. Юмор объединяет. В ЦРУ серьезно изучали русскоязычный юмор, а в 90-х с помощью Петросяна и К была попытка изменить тип восприятия юмора у советского человека и,соответственно, изменить основные типы мышления, но эффект оказался временным, время показало, что место Петросяна и его "кривого зеркала" на свалке.
36
Nokia / Ответить
16.01.2019 / 13:30
Трэш-кантэнт 
10
Niemand / Ответить
16.01.2019 / 13:47
Нават у такіх дробязях, як ТБ-шоу пацвярджаецца відавочнасць пра тое, хто творца, а хто здольны толькі няздарна малпаваць у сваім "запаребріке". :)
Показать все комментарии/ 22 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера