Железнодорожный марафон — драмы и будни самого протяженного маршрута в Беларуси РЕПОРТАЖ

Автор: Наталья Тур, фото Надежды Бужан

Цыганка, которая не гадает даже самой себе, и военный летчик, летавший на высоте 20 тыс. метров. Влюбленные, уставшие, веселые, задумчивые… Этих людей объединил поезд Гомель—Гродно, который преодолевает свой маршрут за 16 часов 40 минут. И за это время, конечно, можно пересказать всю жизнь. Что мы и попытались сделать вместе с Букмекерской конторой Марафон, предприняв настоящий железнодорожный марафон.

За минуту до отправления поезда из Гомеля проводница на ступеньке вагона держит желтый флажок.

«Желтый — значит, что все пассажиры на местах, что всё в порядке, что мы готовы к отправлению. Машинист видит желтые флажки и понимает, что можно смело трогаться», — объясняет проводница.

Случается, что и красный нужно показать.

Бывает, что пассажир опаздывает, бежит за поездом, вот-вот запрыгнет на ступеньку. У некоторых проводников на такие случаи есть своя «фишка»: если они видят, что человек на бегу хватается за перила, ему могут крикнуть: «Мужчина, а вы телефон потеряли». Человек останавливается и отстает от поезда. Делают это не для того, чтобы навредить ему, а чтобы человек не получил травму.

Кстати, уже в Калинковичах мы своими глазами увидим, как за поездом бежал мужчина и не хотел отпускать женщину, которую провожал. Но об этом позже.

Начальник поезда: в проводники пошла, чтобы воспитывать сына по очереди с мамой

Ольга Биндо работает начальником поезда Гомель—Гродно уже третий год. А на железную дорогу пришла в 2001 году.

«За это время случалось многое. Это же дорога, люди. По-разному бывает. И пьяных приходилось ссаживать, и ссоры между пассажирками улаживать, и роды принимать, и Новый год в дороге встречать. Неправда, что в праздники работать сложнее. Нет. Веселья в поезде нет. Никто даже спиртного не употребляет. Почему? Да потому что в новогоднюю ночь люди ездят грустные. Те, кто куда-нибудь опоздал, или те, кого никто не ждет», — отвечает Ольга.

«До железной дороги я работала бухгалтером, семейная жизнь не сложилась — одна воспитывала шестилетнего сына. Мама моя работала проводницей. Она и предложила перейти к ней. Зарплаты на железной дороге были выше. Мы ездили в разные рейсы и по очереди воспитывали сына», — рассказывает Ольга.

В профессию проводницы она настолько втянулась, что уже второе образование получала по железнодорожной специальности.

«А когда предложили должность начальника поезда, с радостью согласилась. Хотя ответственности больше, но это новый, интересный опыт. И пассажиры у меня самые лучшие, и бригада самая красивая», — улыбается Ольга Биндо.

Из севших на поезд в Гомеле лишь 13 пассажиров едут до самого Гродно. Основной пассажиропоток начнется в Калинковичах.

Пока же в вагоне едут по два-три человека. Один из первых пассажиров — Руслан Бондарев. Он направляется в рабочую командировку.

Не пошел работать озеленителем, так как на улице работать холодно

Парень ходит по вагону, просит подзарядить мобильный телефон. Проводники возмущаются, видя, как он пытается вставить зарядку в розетку с надписью «Зарядка мобильных устройств запрещена».

Начальник поезда Ольга Биндо объясняет, что поезда старые и не приспособлены для зарядки мобильников. Напряжение скачет — и мобильник может выйти из строя. Пассажир в таком случае имеет право написать жалобу. Чтобы избежать недоразумений, в поездах и запретили заряжать мобильные устройства.

Но на железной дороге вошли в положение. Проводница может предложить пассажиру пауэрбэнк. Полчаса пользования обойдется в 1 рубль 60 копеек.

Марафонбет среди подписчиков в социальных сетях вскоре разыграет такое ​​бесконтактное зарядное устройство. Подписывайтесь и следите за новостями.

Руслан Бондарев же садиться у окна, откладывает мобильник в сторону и рассказывает:

«Я сам из Гомеля. Работаю на «Гомельдреве», занимаюсь производством мебели: шкафы, тумбы, столы. Зарплата у меня 450 рублей. Для меня это нормально. Я живу один, без родителей. Оканчивал Гомельский профессионально-строительный лицей по специальности «Озеленитель». Но очень рад, что нашел эту работу. Ведь озеленителем пришлось бы работать весь день на улице. А здесь, в цеху, тепленько. В Гродно еду в рабочую командировку. Вообще-то путешествую не часто. Мечтаю с девушкой своей в Москву съездить. Там нам нравится больше, чем в Гомеле. Там красиво», — рассказывает пассажир.

«Я выполнял все фигуры высшего пилотажа»

Из Гомеля в Рось (Волковысский район Гродненской области) едет Александр Кульчицкий. Он гостил у отца, теперь возвращается домой, в дороге читает исторический роман.

«Я сейчас пенсионер, времени свободного много, вот и читаю. Я военный летчик. Вышел в отставку в звании подполковника, сейчас работаю на почте водителем, развожу пенсии по деревням. И, знаете, бывает, замечаю, что у какой-нибудь сельской бабушки пенсия больше, чем у меня. Спрашиваю: как так? А мне отвечают: так это же бывшая госслужащая», — рассказывает Александр.

Конкретную сумму Александр так и не назвал, но признается, что размером пенсии доволен. Хватает на жизнь ему с женой, и на то, чтобы двум дочерям помогать.

Когда речь заходит об авиации, у Александра загораются глаза:

«Я знаю об авиации всё», — признается собеседник.

Он рассказывает, что окончил военное училище в Ставрополе. В Росси тогда была авиабаза, вот и направили на службу сюда.

Александр не раз участвовал в авиапарадах на истребителях, выполнял и петлю, и бочку.

«Я летал почти в космическом скафандре на высоте 20 тыс. метров. Это «потолок» для некоторых истребителей. Летал выше облаков, там уже небо сиреневого цвета».

Чего не пришлось делать за многие годы службы — это катапультироваться.

«В этом и отличие бывшей советской авиации от той же американской. Наша авиация рассчитана на то, что пилот остается в салоне самолета до последнего, иногда рискуя своей жизнью, но никогда не покинет самолет, если его падение может привести к трагедии. В современных самолетах под креслами находится всё необходимое для выживания на случай, если пилот вынужден будет катапультироваться в тайге. Кстати, тайга — самое скучное место для полетов. Летишь, а под тобой на тысячу километров лес. И подумать страшно, что придется катапультироваться. Спасательные вертолеты летают на расстояния в 400 километров, и ты понимаешь, что в случае чего тебя просто не достанут. И эти необходимые вещи типа спичек или сигнальных ракет у летчиков появились только после войны. Был случай, когда летчик приземлился где-то в тайге. Его долго искали, но нашли, к сожалению, уже мертвым. А при нем записка была: «Ну и сволочи же вы! Я абсолютно здоров, но из-за того, что при мне нет даже спичек, наверное, умру», — рассказывает Александр.

Кроме работы пилотом, Александр Кульчицкий долгое время был инструктором по прыжкам с парашютов.

«Теперь, конечно, неба не хватает. Только и остается — смотреть кино про летчиков. Посмотрел «Экипаж» новый. И мне понравилось. Есть ляпы и несуразности, но смотришь и гордишься. Главный же герой фильма наш, пришел в гражданскую авиацию из военной. Пилоты пассажирских самолетов такого не умеют», — рассуждает Александр Кульчицкий.

***

БК Марафон: Кто получит «Оскара» за лучший фильм — «Однажды в Голливуде», «1917», «Паразиты», «Джокер» или какой-то другой?

***

Как я могу гадать людям, если в своей жизни разобраться не могу?

В Калинковичах на перроне разыгралась драма. За минуту до отправления поезда, когда проводница подняла подножку и держала желтый флажок, какой-то мужчина побежал за поездом, хватался за поручни и кричал женщине, которую провожал:

«Не пущу, если ты сейчас уедешь — ты больше никогда ко мне не вернешься».

Пытался запрыгнуть в вагон, но проводница объяснила, что будет вынуждена оштрафовать его за безбилетный проезд. Мужчина еще немного пробежал по перрону, дотянулся до шарфа женщины, которую проводил, стянул шарф с ее шеи и остался в Калинковичах.

Женщина, которую он проводил, заняла боковое место, заказала себе кофе. Сначала говорила, что ее жизнь вряд ли покажется нам интересной, но, отпивая из стаканчика глоток за глотком, поделилась своей историей.

«Я вообще не должна была приезжать в Калинковичи. Я сама из Слонима. Зовут меня Валя, мне 35 лет. Я замужем, у меня 8 детей. Я отношусь к той национальности, где отдают замуж независимо от желания девушки. И я даже представить себе не могла, что когда-нибудь смогу по-настоящему полюбить. Мы познакомились в интернете. У нас обоих одинаковые, редкие для цыган, фамилии. Он написал, думал, что мы родственники. Стали переписываться всё чаще. На эти выходные он впервые позвал меня к себе. Мужу я соврала, что еду по делам. А теперь я не знаю, что мне делать. Я сразу призналась, что у меня 8 детей, а он доказывает мне, что это не проблема, что он трудоустроен, что готов обеспечивать и меня, и моих детей, и своих двух дочерей. А я не знаю, что мне делать. Мужу признаться страшно. Отвечать придется не только перед семьей, но и перед народом», — рассказывает Валя.

По словам Вали, ее выдали замуж в 17 лет. Ее муж украл.

«Я поехала в Барановичи на крестины к родственникам, а там обычно вся родня собирается. Своего будущего мужа я знала давно, относилась к нему как к другу. И заметила, что на застолье он все подливает и подливает мне вина. И уговаривает: всё будет хорошо, я прослежу за тобой. А я очнулась только в машине, он меня вез к себе домой. Я плакала, просилась. Он силой взял. И что мне было делать: домой возвращаться нельзя. Иначе надели бы хомут», — рассказывает Валя.

Во время своего рассказа она вертит в руках телефон, который бесконечно звонит:

«У нас бывает и такое, что муж от ревности может зарезать жену. А у цыган не принято за помощью обращаться в милицию, только к старшему цыгану. Если случается такое, собираются старшие цыгане и решают, как наказывать виноватого. Самое страшное наказание — это когда цыгана отлучают от народа. Ему положена отдельная миска, отдельная ложка, отдельный стакан. За общий стол его не сажают. И если я осмелюсь оставить семью, меня может ожидать такое наказание», — размышляет Валя.

Когда мы с Валей затронули тему связанных с цыганами стереотипов, она сказала:

«Вот говорят, что все цыгане гадают. А как я могу гадать кому-то, если я в своей жизни разобраться не могу? Цыгане гадают всё реже и реже, коней больше не крадут. Цыгане поют. Это правда. Если не умеешь петь, ты не цыган. Цыгане становятся цивилизованнее. Моей старшей дочери 15 лет. В этом возрасте она должна носить юбку ниже колена. А она мне отвечает: «Мама, отвали, я не хочу жить по цыганским законам. Хочу по-белорусским. И если она захочет выйти замуж за белоруса, мы вынуждены будем с этим согласиться. А вы знаете, как у нас пугают непослушных детей? «Будешь себя плохо вести, отдам тебя русским», — улыбается Валя.

Солодуха — идеальный пассажир, а Жуков из группы «Руки вверх» замусорил весь вагон

На всём пути нас сопровождает проводница Анна Курейко. Работает она на железной дороге давно. Рассказывает, что даже узнает некоторых пассажиров и что случалось возить звезд.

«Солодуха ехал. Причем купил билет в обычное купе, с ним вместе другие пассажиры ехали. Очень солнечный человек. Сфотографировался с нами, автограф оставил. Песни про виноград, правда, не пел. А был случай, когда разочаровалась в так называемых «звездах».

Мужчина ехал, вышел из купе в темных очках, в кепке, подошел ко мне, говорит: «Я Жуков, где можно покурить». А я думаю: что за начальник такой на железной дороге Жуков, что я должна ему разрешить курить? Потом уже девушки-проводницы объяснили, что это солист группы «Руки вверх». Они ехали в купе, но на 12 человек выкупили весь вагон. После себя такую грязь оставили! Я вынесла шесть огромных мешков мусора», — рассказывает проводница.

Анна считает, что профессия проводницы похожа на профессию психолога.

«Историй много случается. Бывает, плачут пассажиры, делятся какими-то своими секретами, переживаниями. Выслушаешь, успокоишь. Бывает, что пассажиры отстают от поезда. Приходится составлять акты и сдавать вещи на ближайшей станции. Бывает, что больше бегаешь за детьми пассажиров по вагону, чем их родители. Объясняешь, что по вагону бегать опасно, вот и приходится догонять детей, останавливать, чтобы случайно не травмировались», — рассказывает Анна Курейко.

У начальника поезда можно взять шашки или шахматы. И полезно, и время летит быстрее, и мобильник не разряжается.

***

БК Марафон: Кто станет соперником Карлсена Магнуса в борьбе за шахматную корону?

***

«Мама, выпей сока!»

В одном из вагонов едет почти что детский сад. На часах около десяти часов вечера, в вагоне приглушенный свет, дети укладываются спать и хохочут. Вместе с ними смеются их мама Рима и бабушка Валентина.

«Мы нашим табором едем в гости к моей дочери в Городею из Хойников», — рассказывает Валентина.

«Муж Риммы — дальнобойщик, сразу с рейса поехал туда, нас там ждет. Вот вы, корреспонденты, ответьте нам на вопрос: почему в нашей стране многодетному отцу нельзя найти работу возле дома такую, чтобы хорошо оплачивалась, почему он вынужден по заграницам ездить?» — спрашивает Валентина.

«Мама, помолчи, выпей сока!» — шутит Рима.

А Валентина продолжает:

«У нас очень дружная семья. Мы шутками только и спасаемся. Соберёмся вместе и смеёмся, хотя, бывает, плакать хочется. Четыре года назад я похоронила своего сына, ему 32 года было, все Хойники пришли его хоронить, семь месяцев назад похоронила мужа», — продолжает Валентина.

«Мама, попей сока, ты так все семейные тайны выложишь», — снова смеётся Рима.

На полках пытаются заснуть четверо мальчиков и девочка. Все — Риммины дети.

«Да, я многодетная мать, даже документы собирала, чтобы получить орден, но меня завернули, сказали, что если есть какие-то правонарушения, штрафы, то орден не дадут. А у меня был штраф за превышение скорости», — признается женщина.

«Что за законы такие? Соседку многодетную тоже завернули, узнав, что у нее был штраф за то, что переходила дорогу без фликера. А Римму оштрафовали, когда везла сына в больницу. Вову, нашего старшего, три раза операцию на сердце делали. А когда Римма везла младшего из роддома, вообще в страшную аварию попали», — рассказывает Валентина.

«Мама, сок!» — пытается Римма остановить маму.

«Перед Новым годом это было. Рима как раз родила, сама за рулем везла сына из роддома. Попали в аварию, их выбросило из салона. Прибывшие на место врачи даже не обратили внимания сначала на новорожденного, подумали, что кукла на снегу валяется, спасали Римму. Слава Богу, что все обошлось», — рассказывает Валентина.

У Валентины теперь восемь внуков и две внучки.

«Я счастлива бабушка», — улыбается женщина и наконец наливает сок в стаканчик.

***

Ночь в поезде прошла спокойно. Никто не пел песен, не плакал, не ссорился. Люди прощались, благодарили проводников и уходили в ночь.

Утром на конечной станции в Гродно людей из поезда вышло не очень много. Из минской 61-й гимназии приехали на экскурсию старшеклассники, с букетом роз к девушке Виктории приехал Фёдор. Рассказывает, что сел в поезд в Гомеле, за цветами успел выбежать в Минске во время стоянки поезда.

Когда мы вместе со всеми вышли на перрон в Гродно, то услышали, как наша проводница желает проводнице отправляющегося поезда:

«Зелененьких тебе!»

Это означает «счастливого пути» по-железнодорожному.

Партнер материала — Букмекерская контора Марафон.

Марафонбет — это всегда высокие коэффициенты, огромный выбор спортивных событий и быстрые выплаты!

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?