Посмотрите, как выглядят два самых необычных в Беларуси офиса программистов ФОТО 6

Автор: СМ, фото Сергея Гудилина

Иметь офис в стеклянном хайтековом здании — уже не тренд. IT-сфера начинает осваивать историческое городское пространство. Как? Мы увидим это на примере офисов компании VRP Consulting в Витебске и Бресте.

Витебск: морская школа

Витебск — город великого князя Альгерда, Шагала, Малевича, Быкова.

Город настолько пострадал во время войны, что его, говорят, даже предлагали восстанавливать на новом месте. Тем более странно, что в Витебске сохранились места, где можно ощутить дыхание 1000-летней истории.

Мы часто сужаем представление о древних города до замковых укреплений или ратушной площади и узких улочек исторического центра. А как же предместья-посады? Они были легкими, которыми дышал город, его мастеровыми руками.

Задвинье, Задвинская Слобода лежит на низком правом берегу Двины напротив центральной части Витебска. Задвинье сопоставимо по возрасту с витебскими замками, если не старше: археологи уверяют, что культурный слой на Задвинье достигает двух метров.

Кировский мост связывает центр с Задвиньем.

Издавна здесь жили ремесленники. Причем не только ориентированные на давний ширпотреб вроде керамики и кузнечных изделий. Витебск имел свою высокотехнологичную специализацию: здесь строили корабли.

Сложно сегодня себе представить, но во многих местах Беларуси строительство речных и даже морских судов было привычным бизнесом. Корабельного леса в Беларуси хватало, умелых рук — тоже. О том, что кривичи строили корабли викингов, еще тысячу лет назад писали византийские хроники. Не в кривичском ли Витебске это было? Он во времена Рогволода не уступал своими размерами Полоцку.

И это сложное технологическое производство процветало здесь вплоть до XIX века. И было выгодным: до прокладки железных дорог Двина была в буквальном смысле золотой рекой. По ней в Ригу сплавляли ежегодно на миллионы рублей товара.

Западная Двина была золотой рекой.

То, что на Задвинье строили деревянные лодки, барки, лайбы, витины, свидетельствуют и давние виды Витебска, и воспоминания, и сами названия улиц Задвинской слободы: Канатная, Рычажная, Столярный переулок.

Известный этнограф Николай Никифоровский в середине XIX века описал эти двинской верфи: повсюду судовой материал и скелеты судов, в воздухе летает волоконная паутина от витья канатов, огромные кучи костры и древесной стружки… стучат топоры, визжат пилы, гомонят и поют рабочие… На набережной грузили на готовые уже двинские суда лен, пеньку и хлеб, чтобы везти на продажу в Ригу.

Таким видел Витебск в начале XIX в. Художник Юзеф Пешка.

Прошло двести лет.

Когда суда стали массово строить из металла и кустарное производство в Задвинье приостановилось, Витебск не утратил свой «морской» имидж.

В 1919-м город стал базой Западнодвинской военной флотилии. Роль речных флотилий в сражениях советско-польской и гражданской войн недооценена. В то время бывшим гражданским пароходам и катерам удавалось разгонять целые кавалерийские полки, поддерживая пехоту огнем своих пушек и пулеметов. Четыре канонерские лодки флотилии, переделанные из колесных пароходов и две «плавбатареи» (из барж) помогали красным сдерживать наступление поляков между Дриссой и Полоцком. Флотилия запомнилась и обстрелом прибрежных деревень, где произошли волнения в связи с заготовкой древесины.

Флотилию расформировали в конце 1920-го. Ее базой в Витебске было имение Лукишки, располагавшееся в районе современного моста Блохина, на месте мемориала «Три штыка».

Как раз в те неспокойные годы в Витебске работал Марк Шагал — и удивительно то, какие жизнерадостные картины он создавал среди разрухи и ненависти. Например, его знаменитая «Прогулка» датируется 1918 годом. Возможно, как большинство людей в то время, художника питала надежда на светлое будущее.

Шагал тоже родился на Задвинье, на улице Покровской. Сейчас там находится его музей.

Увековечена в Витебске и Западнодвинская флотилия. Недавно на улице Средненабережной, у дома, в котором с 1948 г. размещался сначала Военно-морской клуб, а потом — Морская школа, открыли соответствующий памятный знак.

В этом, еще дореволюционном, здании, возведенном между 1913-м и 1917-м, вели подготовку на морские специальности, а также тренировали спортсменов — судомоделистов и яхтсменов. Из витебской Морской школы вышло немало мастеров спорта и даже несколько чемпионов СССР.

В 2000-м Морскую школу закрыли и здание осталось без хозяина. Его ожидала участь сотен таких же домов начала ХХ века: постепенное разрушение, признание нецелесообразности ремонта и снос.

Так выглядело здание в 2011 году. Фото: «Витебский курьер».

Но нашелся инвестор, который сумел увидеть красоту под облупившейся грязной краской фасада.

Со вкусом продуманное сочетание красного кирпича с аккуратными белыми оштукатуренными элементами сделало здание одним из красивейших в городе.

Фасад, который получило здание после реставрации, можно считать образцовым. Обращает на себя внимание и стратегия IT-компании, которая вложила средства не в хайтековое здание из стекла и бетона, а в обустройство столетнего доме на атмосферной тихой улице, по которой не ходит общественный транспорт.

Ворота до ремонта были просто заложены кирпичом. Обратите внимание на швы между кирпичами и кованую решетку.

В том, чтобы отдать предпочтение старинному дому, кроется не только сантимент к истории, но и дальновидность инвесторов.

«Это красивое здание в красивом месте, из его окон открывается красивый вид, — говорит сотрудница компании. — Еще как только подходишь к кирпичной арке ворот и видишь эти стены метровой толщины, уже чувствуешь его атмосферность».

В здании расположены не только рабочие кабинеты. Здесь есть учебный центр, в котором пробуют свои силы будущие сотрудники компании. 

Есть переговорная, где иногда происходят и занятия по английскому языку. Конечно, есть кухня и комната отдыха.

В здании на текущий момент работают 52 человека. Место можно не экономить: отдельные комнаты — по 80 метров площадью. Потолки под 4 метра.

В рабочих кабинетах современная организация освещения, хотя и окна довольно велики для здания XIX века.

Немалое удобство — офисная парковка на 25 машин — позволяет решить вечную проблему городского центра.

Да и сама улица состоит всего из четырех домов. Средненабережная очень старая, ее моджно увидеть на городских картах прошлых веков. В конце XIX века улица называлась 3-й Нижненабережной. В системе витебских верхне-средне- и нижненабережных улиц под силу разобраться лишь специалисту. В царские времена в Витебске было 2 верхненабережные и 2 нижненабережные улицы.

Фрагмент карты Витебска 1910-х годов.

Витебский краевед Виктор Борисенко имеет теорию, что их номера обозначали части города, в которых улицы находились: «3-я Нижне-Набережная расположена в 3-й части города (Задвинье), 2-я — во 2-й (Заручэве), на противоположном берегу Двины. 1-й — не было вовсе. В 1-й части города (Узгоръе) была 1-я Верхне-Набережная, а в 3-й — 3-я Верхне-Набережная».

Витебск

Улица Средненабережная (просматривается за Западной Двиной) на одном из первых цветных фото Витебска. 1913 год.

Границей между парами Верхне- и Нижненабережных улиц был Двинский мост, возле которого в 1919-м разбился пароход «Надежда» и погибло сто пассажиров. Мост построили в 1860-е, когда в Витебск пришла железная дорога. К тому же мосты через Двину были сезонные: их ежегодно уносило паводками, а в начале лета жители дружно наводили новую переправу.

А зимой «мостом» делался толстый лед на Двине. На нем происходили традиционные зимние драки между молодежью из разных частей города — привычка, что хранилось в Витебске едва ли не со времен варяжской вольницы.

«В давние времена, когда двинская слобода соединялась с замковой частью Витебска с помощью лодок, а позже — по единственному свайному деревянному мосту, казалось, что эта часть города немного обособлялась и соревновалась с Левобережьем и в промыслах, и даже в кулачных боях», — говорит Виктор Борисенко. Те, описанные еще Никифаровским, бои на Двинском льду дожили как традиция до ХХ века.

После Второй мировой на месте Двинского поставили Кировский мост.

На Средненабережной соседствуют каменные дома XIX века с частной деревянной застройкой, где до сих пор сохранились ставни.

Неподалеку еще один кирпичный дом, который лет десять тому назад пугал своим видом прохожих. Теперь в нем размещается отдел ЗАГС Железнодорожного района города.

Когда он открылся, то витебчане, независимо от места жительства, записывались в очередь на многие месяцы вперед, чтобы здесь расписаться.

Брест: офис на Миллионной

Брестская IT-компания VRP Consulting выбрала иную стратегию освоения городского пространства. Офис компании расположен на пешеходной улице Советской — в самом сердце брестского Сити.

Офис занимает всю мансарду на четвертом этаже здания по адресу Советская, 80. «Раньше у нас здесь были соседи, но мы разрослись, теперь мы в мансарде одни», — рассказала сотрудница компании Тамара. На текущий момент в офисе работает более 40 человек.

Фото Инны Хомич.
Фото Инны Хомич.
Фото Инны Хомич.

Актуальный для всех мансард вопрос летней жары решается с помощью промышленных кондиционеров.

Фото Инны Хомич.
Фото Инны Хомич.
Фото Инны Хомич.
Фото Инны Хомич.

VRP Consulting имеет в Бресте два офиса. Тот, что на Советской, выполняет еще функцию образовательного центра.

Каждый желающий может записаться на бесплатные онлайн-курсы программирования, а потом, если дело придётся по душе, прийти на собеседование.

Если технические знания и английский язык будут на приемлемом уровне, человек 6 месяцев стажируется в качестве интерна под руководством программиста-ментора. После этого, сдав экзамены, вчерашний интерн получает работу в компании. 

Фото Инны Хомич.

Снять напряжение во время рабочего дня или обучения можно в комнате отдыха с теннисным столом или на смотровой площадке.

Фото Инны Хомич.

Площадка — фишка этого офиса. Она расположена на углу здания и с нее открывается замечательный вид на Советскую и прилегающие улицы. Летом здесь можно погреться на солнышке, попить кофе, поговорить.

Единственное имеющееся неудобство, как признаются работники, это парковка. Специальной площадки, как в Витебске, здесь нет, и после 8:30 нереально оставить авто где-то поблизости. Такой фактор мотивирует приходить на работу как можно раньше. По той же причине у сотрудников, среди которых много студентов, популярны велосипеды.

Фото Инны Хомич.

В Бресте — большом городе, с 350 тыс. жителей — нет в общепринятом понимании главного проспекта. Советская — одна из улиц, которая претендует на роль артерии городской жизни. Она пронизывает всю центральную часть города от железнодорожного вокзала до реки Муховец.

Фото Инны Хомич.

Застройка на Советской историческая, насколько исторический весь современный Брест — город, возникший на нынешнем месте 180 лет назад. (Прежний тысячелетний Брест располагался там, где теперь Брестская крепость. Для ее строительства город разрушили, а жителей вынудили переселиться на два километра к востоку.)

Пешеходная Советская, которая стала одним из брендов современного Бреста, во времена Российской империи была спроектирована как две улицы: Миллионная (от железной дороги до улицы Гоголя) и Полицейская (от Гоголя до Муховца). Каждая из частей считалась престижной по-своему. На Миллионной жили коммерсанты, люди с капиталами, а Полицейскую облюбовали чиновники.

Если идти от вокзала, в начале Советской проходим мимо университетской оранжереи. На двух ее ярусах множество редких тропических растений — это поднимает настроение, особенно в унылое межсезонье.

А совсем рядом натыкаемся, как и в Витебске, на морскую тематику. Один из самых выразительных брестских храмов — церковь Святого Николая, возведенная на средства брестчан, участников русско-японской войны, в память о погибших товарищах.

Улица Советская, сама по себе, второй по значимости после крепости туристический объект. Протяженность улицы почти 2 километра.

Кто только не ходил по ней! Царские генералы, модницы межвоенной поры, деятели национальной культуры и представители большевистской делегации, прибывшей в Брест в 1919 году, чтобы делить Восточную Европу.

А рядом во дворах межвоенный модернизм встречается с «готикой».

Городская застройка XIX века в исторической части Бреста не доминирует. Город, и конкретно та часть улицы Советской, которая примыкает к ул. Дзержинского, сгорела в большом пожаре 1902 года.

Так выглядели улицы Полицейская и Миллионная после пожара 1902 года. В правом нижнем углу фото соответствует современному адресу Советская, 80. Фото из архива Николая Александрова.
2020 год. Вид на то же место с обзорной площадки офиса VRP Consulting. Фото Инны Хомич.

В следующий раз Брест был сожжен российскими войсками при отступлении в 1915 году. Лев Троцкий, возглавлявший делегацию большевиков на мирных переговорах в Бресте в 1918 г., упоминал, что Брест как город на тот момент «почти не существовал».

Большинство зданий брестского центра построено в межвоенное двадцатилетие, когда Западная Беларусь находилась в составе Польши. В то время Брест став центром воеводства — эквивалент области, — получил стимул для роста и государственные дотации на восстановление.

(В царские времена город был всего лишь уездным центром Гродненской губернии.)

При Польше две улицы, Миллионную и Полицейскую, объединили в улицу Домбровского — в честь польского офицера, отряд которого первым вошел в Брест в 1920 году.

Во время Второй мировой немецкие оккупанты присоединили город к рейхскомиссариату «Украина» и даже разрешили переименовать улицу Домбровского в Тараса Шевченко. Но уже в 1943-м она стала Генералштрассе — Генеральской.

На протяжении ХХ века Брест почти утратил украинскую, польскую, еврейскую составляющие. Впечатляющая метафора ухода брестских евреев — кинотеатр на Советской.

Мало кто знает, что его металлический каркас, обрамляющий стеклянные элементы, опирается на стены главной городской синагоги. Хоральная синагога была шестиугольной, созданной по проекту австрийского архитектора в 1860-е гг.

Современный вид она обрела в 1970-е. Что ж, тоже своего рода способ сохранить примечательный архитектурный объект.

Внутренние стены кинотеатра остались от старой синагоги.

Неподалеку от кинотеатра небольшая треугольная площадь Свободы, которая в царские времена была центром уездного Бреста. На стенах зданий там можно увидеть очищенные от штукатурки надписи-вывески польских времен. 

А еще там растут дубы, посаженные, возможно, во времена строительства Бреста на новом месте.

Эта аптека на Советской вскоре отпразднует столетие — она ​​открылась в 1925 году.

Радует, что дома по Советской, благодаря заселяющему их частному бизнесу восстанавливаются. Еще недавно здесь царили разруха и всеобщая обшарпанность. К чему было заботиться в советские времена о провинциальной архитектуре, если имеешь страну «от Бреста до Курил» и живешь героическими мифами?

О защите Брестской крепости в 1941-м слышали все, но мало кто знает, что первые немецкие бомбы упали на улицу Советскую еще в 1939-м.

Здесь, в гостинице между современными рестораном «Брест» и «Детским миром» остановилась преследуемая немцами из Варшавы ставка верховного главнокомандующего Войска польского. Долго оно здесь не задержалось, отступив на юг. А следом по улице Пилсудского, которая теперь Ленина и расположена параллельно Советской, в том же 1939-м прокатился совместный советско-нацистский парад.

Удивительно, как Бресту, да и Беларуси, удалось вырулить в XX столетии между жерновами чужих интересов, уцелеть, избежать раздирания на куски. Именно эта идея видится в памятнике Тысячелетия Бреста, украшающем самую популярную улицу города.

На нем, наконец-то, свои герои. Основатель города — святой Владимир Василькович, Защитник — Витовт Великий с грюнвальдском мечом в руках, Просветитель — Николай Радзивилл Чёрный с Брестской Библией. Еще двадцать лет назад такой памятник был бы здесь невозможен. Пройдет еще время — и улицей Тысячелетия, возможно, станет называться нынешняя Советская. Ведь бытие в своем доме, на своей улице, в своем государстве определяет сознание. Фразу «от Курил до Бреста» здесь вспоминают все реже.

Таковы истории улиц, на которых расположились офисы айтишников из VRP Consulting. В каждом городе есть места со своей богатой историей. Знаете ли вы, что было на улице, где сегодня стоит ваш офис? Какие исторические события здесь происходили? Поинтересуйтесь — возможно, каждый день вы приходите в место силы своего города.

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?

2
Бабрина / Ответить
13.02.2020 / 19:15
Цікавы ды яшчэ і бясплатны артыкул на Ніве?? А, гэта ж рэклама! Ну то до-обра.
17
Кажыма праўду / Ответить
13.02.2020 / 20:02
Лубок у стылі «хай-так»: каб уразіць наведнікаў, але не для прадукцыйнай працы.

P.S. Дэталь, па якой можна ацаніць арганізацыйную якасць офіса – кабель-менеджмент.

Калі ў гэтым пакоі хоць неяк паклапаціліся, прыгваздаўшы падоўжнікі-разгаліноўнікі да панэлі стала (але без сучасных рашэнняў у выглядзе «лючкоў» і «міні-калон»):
https://nn.by/photos/z_2020_02/hdz_viciebsk2016_18-sudn6.jpg

То тут правады проста валяюцца на падлозе:
https://nn.by/photos/z_2020_02/hdz_viciebsk2016_19-v3wic.jpg
3
самый Серый / Ответить
13.02.2020 / 20:59
Сапраўды вельмі цікава! Дзякуй!
Показать все комментарии/ 6 /
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, активируйте JavaScript в настройках своего браузера