С 1 февраля минчане будут ездить на общественном транспорте по-новому. По крайней мере та часть, для которой основным средством передвижения по городу является трамвай.

Именно с трамваев «Минсктранс» начал внедрение автоматической системы контроля оплаты проезда (АСКОП). Сотрудники предприятия называют ее инновационной и говорят, что наконец-то столичный транспорт получил единый проездной билет. К сожалению, назвать систему новой, а тем более отработанной, не поворачивается язык.

Мужчина знакомится с новым устройством, прикладывая талончик на проезд к валидатору в минском трамвае.

Мужчина знакомится с новым устройством, прикладывая талончик на проезд к валидатору в минском трамвае.

АСКОП: что мы видим

Что же изменится в общественном транспорте Минска после введения АСКОП?

Тестовый стенд «Агентства «Минсктранс». В центре — электронный компостер, по бокам — валидаторы.

Тестовый стенд «Агентства «Минсктранс». В центре — электронный компостер, по бокам — валидаторы.

Во-первых, исчезнут привычные компостеры. В трамваях их уже месяц как нет. Вместо них появятся электронные компостеры для бумажных талонов на одну поездку: они печатают на талоне дату и время гашения, а также номер маршрута и тип транспортного средства. Наряду с компостером по обе стороны дверей трамвая, автобуса или троллейбуса поставят валидаторы: для активации и валидации проездных документов. Все проездные станут в виде бесконтактных карточек, подобных тем, что используются в метро. Залоговая стоимость карточки составляет 12 тысяч рублей.

Бесконтактная карточка заменит бумажные проездные. Тарифные планы не изменятся.

Бесконтактная карточка заменит бумажные проездные. Тарифные планы не изменятся.

Основные этапы введения системы: с 1 февраля все проездные на трамвай будут выпускаться только на магнитных карточках. До 1 марта весь наземный транспорт оборудуют электронными компостерами, а с 1 мая АСКОП заработает на всем столичном транспорте.

АСКОП: чего мы не получим

«Желтые ящики» валидаторов и электронных компостеров хорошо известны всем, кто хоть раз бывал в крупном западном городе. И если бы АСКОП вводили не накануне ЧМ-2014 по хоккею, можно было бы подумать, что «Минсктранс» действительно разработал новую систему для улучшения качества услуг общественного транспорт Минска, а не для того, чтобы показать туристам, что у нас не «хуже, чем на Западе».

Пока можно сказать точно: единого проездного в Минске пока не будет. Иными словами, житель Минска (в отличие от жителя, например, Нью-Йорка, Варшавы, Праги, Рима, Риги или Таллинна) не сможет купить в киоске «Минктранса» безлимитный проездной на 30 дней и пользоваться им в трамваях, троллейбусах, автобусах и метро. Именно это обычно называют «единым проездным». Однако первый заместитель директора филиала «Агентства «Минсктранс» Наталья Климкович озвучивает другую позицию: в «Минсктрансе» под единым проездным понимают карточку, на которой будут храниться все ваши проездные.

АСКОП: что мы получим

Главное в том, что принципиально не изменится абсолютно ничего. По сути, «Минсктранс» заменил физическое компостиравание автоматическим, а проездные сменили носитель: вместо бумаги — карточка с микрочипом.

Основу же АСКОП составят уже существующие тарифы плюс несколько новых. С такой системой Минск, наверное, сможет претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса как город с самой гибкой системой тарификации оплаты проезда.

Судите сами: сегодня в «Минктрансе» существует два типа талонов и 48 видов безлимитных проездных билетов: на один, два, три или четыре вида транспорта, каждый из которых можно приобрести на декаду, полмесяца или на месяц. Эти самые тарифы и останутся после введения, а проездной, при его приобретении, будут записывать на карточку.

«Минсктранс» также пообещал безлимитные проездные сроком действия от 1 до 30 дней, действие которых начинается с даты активации. Эту инициативу следовало бы реализовать давно: если пассажир «пропустил» несколько дней месяца при приобретении проездного, эти дни все равно оплачивались. Проездные с новой системой активации начнут продавать только с 1 мая, когда АСКОП заработает полностью.

При этом проездные на календарный месяц не ликвидируют: это связано с бюрократическими требованиями для продажи проездных предприятиям по безналичному расчету. Поэтому, например, в первый день месяца с 30-ю днями можно будет приобрести и проездной на календарный месяц, и проездной на 30 дней. Первый активируется кассиром в момент покупки, второй — в момент валидации в транспортном средстве.

Еще одна новинка — проездные на 5, 10, 30, 40, 50 и 60 поездок. При этом стоимость каждой поездки будет отличаться от стоимости талона, и чем больше номинал карты, тем дешевле в итоге поездка. в настоящее время такие проездные действуют в метро.

При этом на саму бесконтактную карточку можно заносить до шести тарифов в различных комбинациях. Так, например, можно будет купить месячный проездной на метро, проездной на полмесяца на троллейбус и автобус и декадный проездной на трамвай, которые будут действовать с первого дня нового месяца. А можно будет «зашить» в карточку 30 дней безлимитных поездок на метро, 29 на трамвае, 24 на автобусе и 3 на троллейбусе. Истинный простор для фантазии!

Гибкость выбора тарифного плана можно записать в плюсы. Но следует заметить, что вряд ли найдется другой город с настолько гибкой системой оплаты проезда — никому не нужна излишне перегруженная и настолько сложная система.

Взглянув на тарифы европейских столиц, можно заметить своего рода стандарт: два-три безлимитных проездных (по общему тарифу для всего городского транспорта) и несколько видов одноразовых талонов, обычно действующих на определенное время — 60 или 90 минут поездки на любом транспорте с учетом пересадок. В некоторых городах позаботились о «карточке туриста» с безлимитным проездным на 24, 36, 48 часов и т.д.

Зачем прикладывать? Для статистики!

Самое большое возмущение общественности, наверное, вызовет необходимости прикладывать безлимитные проездные к валидаторам во время каждой поездки в общественном транспорте. Не приложил — штраф. На форумах высказывались мнения, что из-за этого теряется весь смысл проездного — «купил и забыл». Особенно актуальный в переполненном автобусе в час-пик.

«Минсктранс» официально не объяснил свою позицию. Наталья Климкович упомянула, что при разработке АСКОП использовали опыт Риги и Праги. В Риге безлимитную карточку действительно нужно подносить к валидатору во время каждой поездки. Жительница Риги рассказала, что хотя к транспорту в столице Латвии претензий нет, все же на некоторых маршрутах людей бывает «битком», и люди просят друг друга передать карточку и приложить ее к валидатору.

На самом деле, можно обойтись и без многоразовых проверок валидатором. Например, в Варшаве 30-дневный безлимитный проездной требует лишь однократной валидации. Поэтому прикладывание проездных к валидатору не имеет никакой практической надобности, кроме сбора статистики.

Это же мнение после продолжительной дискуссии и подтвердили представители «Минктранса». Само введение АСКОП не является введением какой-то новой системы оплаты или контроля. Это только первый шаг, с помощью которого «Минсктранс» будет собирать информацию. Климкович пояснила, что ведомство ведет общую статистику по пассажиропотоку, но конкретных данных по маршрутам и направлениям нет. А если каждый приложит карточку — такие данные появятся, и можно будет реорганизовать маршруты под реальные потребности пассажиров.

Возможно, получив эти статданные, «Минсктранс» решит, что делать дальше. Пока что создалось впечатление, что «Минсктранс» намерен сделать «нечто европейское», но не до конца понимает, что и как.

В «Агентстве «Минсктранс» рассказали о концепции введения оплаты поездки по километражу. То есть вместо одноразового талончика будет карточка определенного номинала, которую нужно приложить к валидатору, входя и выходя из общественного транспорта. Имеющиеся на карточке деньги спишутся за километраж.

Но это пока только концепция, которая, по словам Климкович, «начнет действовать не завтра, не в мае и даже не в августе». Вопрос, начнет ли вообще: возможно, получив статданные, концепцию изменят, заменив оплату за километраж оплатой за время поездки и т.д. Понятно, что с 1 мая намечено запустить только начальный этап реформы минского общественного транспорта.

Все же по-белорусски!

Приятно, что проездные билеты будут оформлены по-белорусски. Ранее в Интернете появились фотографии карты с надписями по-русски, но в «Минскрансе» объяснили, что это тестовая карточка (от разработчика). По поводу появления изображения карточки в Интернете на адрес «Минсктранса» поступило много жалоб, и в продажу поступили карточки, оформленные по-белорусски.

Вопрос-ответ

П: Как пользоваться электронным компостером?

А:

Бумажный талон на одну поездку нужно вставить в просвет электронного компостера.

Бумажный талон на одну поездку нужно вставить в просвет электронного компостера.

На компостере загорится красный индикатор, раздастся жужжание.

На компостере загорится красный индикатор, раздастся жужжание.

На талоне компостер отпечатает время и дату поездки, номер маршрута и тип транспортного средства.

На талоне компостер отпечатает время и дату поездки, номер маршрута и тип транспортного средства.

П: Если я обычно пользуюсь проездными на все виды транспорта, нужно ли будет с 1 февраля носить с собой карточку на проезд в метро, бумажный проездной на автобус и троллейбус и карточку на трамвай?

А: Не надо. Приобретайте проездной на четыре вида транспорта, как и раньше. Бумажные проездные будут продавать до мая.

П: Зачем прикладывать карточку безлимитного проездного к валидатору при каждой поездке?

А: Это требование «Минктранса». Вас оштрафуют, если вы будете его игнорировать.

П: Как активируются безлимитные проездные на несколько видов транспорта, которые действуют с момента активации?

А: Такие проездные активируются по отдельности. Например, если вы оплатили 30 дней безлимитных поездок на метро и 15 на троллейбусе, проездной на метро активируется во время первого прохода через турникет, а проездной на троллейбус — во время первой поездки на автобусе.

П: Сообщали, что баланс карточек на ограниченное количество поездок можно проверить, повторно приложив карточку к валидатору. Не спишется ли при этом еще одна поездка?

А: Смело прикладывайте карточку хоть трижды. Списание средств произойдет только, когда приложите первый раз. Оплата действует до конца маршрута, пока водитель не перезагрузит систему.

П: Смогут ли двое оплатить проезд одной карточкой?

А: Нет. Право оплаты имеет только владелец карточки.

П: Изменится ли что-то в работе ревизоров?

А: Только то, что они будут блокировать валидаторы и компостеры при проверке. Остальное будет по-старому. «Зайцы», заметив кондукторов, смогут выйти. Запрета выходить до завершения проверки билетов (как, например, в Вильнюсе), не будет.

П: Если я вхожу вместе с ревизором, и валидаторы блокируются, как доказать, что я не «заяц»?

А: Сотрудники «Минктранса» объяснили, что ревизоры запоминают людей, которые входят вместе с ними. А при заполненности транспортного средства на 75% они не осуществляют ревизии — поэтому беспокоиться на этот счет не нужно.

P.S. Когда журналист «НН» фотографировал валидатор в салоне трамвая, к нему подошла кондуктор. Выслушав о том, что готовится материал и о большом интересе, который минчане проявляют к этой теме, она с улыбкой сообщила, что «все равно их [валидаторов — НН.] в трамваях половина не работает».

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?