За последнее время контекст взаимоотношений Евросоюза со странами Восточной Европы изменился. И в ЕС, и в Беларуси говорят о необходимости перемен в Восточном партнерстве. Какими они могут быть и возможны ли вообще?

Два блока восточноевропейских государств

Спустя пять лет после старта Восточного партнерства его участники разделились на две группы.

С одной стороны — Грузия, Молдова и Украина, которые больше других продвинулись по пути к Европе, проводили реформы, подписали соглашения об ассоциации с ЕС. Вместе с тем, у каждой из них остаются нерешенные территориальные проблемы (Абхазия и Южная Осетия, Приднестровье, Крым и Донбасс). И каждая из этих стран — под угрозой торговой войны со стороны России.

С другой стороны — Беларусь, Армения и Азербайджан, которые к ассоциации с ЕС не стремятся. Причем первые две в 2015 году войдут в Евразийский экономический союз. Евразийская интеграция обнулит предложения ЕС в рамках Восточного партнерства, поскольку ни ставки ввозных пошлин, ни технические стандарты в двух интеграционных союзах несовместимы.

Перед Восточным партнерством возникли два вызова. Во-первых, это сама Россия, противодействующая европейской интеграции, в том числе военными методами. Во-вторых, теряет смысл равнозначный подход ЕС к странам ВП, поскольку они различаются своими стремлениями к евроинтеграции.

Как же быть Евросоюзу, чтобы эффективно продвигать свои ценности и интересы?

Призывы к переформатирования Восточного партнерства

Недавно министр иностранных дел Латвии Эдгарс Рынкевичс во время своего визита в Киев высказался о необходимости перемен в отношениях с восточными соседями ЕС. Кстати, Латвия будет председателем Совета министров ЕС в первой половине 2015 года, а следующий саммит ВП пройдет в Риге.

Белорусский дипломатия также активно продвигает идею переформатирования ВП в своих интересах. Глава белорусского МИД Владимир Макей на встрече в Брюсселе предложил включить туда Россию. Правда, на фоне санкций против восточной соседки это предложение выглядело, скорее, демонстрацией верности «братскому народу».

«Макей явно намекает на то, чтобы ЕС открывал для Беларуси новые возможности сотрудничества в рамках ВП, несмотря на скромный прогресс в реформах», — полагает аналитик Андрей Елисеев.

Белорусские власти смотрят на Восточное партнерство как возможность получить европейские деньги на модернизацию своих дорог и пограничной инфраструктуры, реализацию энергетических проектов. Но Евросоюз обусловливает денежную поддержку прогрессом в реформах государственного управления и экономики, поэтому по линии ВП денег Беларуси достается немного.

Французский эксперт по Беларуси Анаис Морен не предвидит радикальных изменений в политике ЕС:

«Европейцы не умеют осознавать свои ошибки. Постановка вопроса «как реформировать, улучшить ВП» означает, что мы изначально придумали нечто неполноценное».

Вопрос состоит в том, как это сделать и что в итоге получит Беларусь.

Прагматика или декларация ценностей

Со странами, не пожелавшими ассоциации с Европой, вероятнее всего сложатся обычные прагматичные отношения. Например, с Азербайджаном ЕС торгует без всяких намеков на то, что там в тюрьмах сидят десятки политзаключенных и журналистов. В какой-то момент европейские политики решат, что и белорусский режим не страшен.

С другой стороны, сотрудничество с Беларусью экономически не настолько привлекательно, как с богатым нефтью Азербайджаном.

Для Евросоюза главный интерес в том, чтобы Беларусь перестала быть проблемной территорией, убежден экс-кандидат в президенты Алесь Михалевич, ныне живущий в Чехии:

«Представьте ситуацию: вы живете в благополучном доме. И рядом с вами — сосед, непредсказуемый алкоголик, который может вам или вашим детям навредить».

Белорусские власти переоценивают заинтересованность мира к нашей стране, считает политик. Сегодня все внимание сконцентрировано на Украине и Ближнем Востоке. Беларусь интересна разве что с точки зрения охраны границ. И даже следующие президентские выборы вряд ли это изменят.

С другой стороны, европейским политикам выгодно, пусть на словах, сохранить дискурс о демократии и правах человека. По мнению Анаиса Морена, Беларусь с ее бессменным лидером идеально для этого подходит:

«Имидж «плохого диктатора» и «хорошего Евросоюза», который поддерживает, хотя и на бумаге, демократизацию, это полезно [для европейских политиков]».

К сожалению, в ближайшее время ожидать от ЕС выражения четкой позиции не приходится. У каждой из 28 стран свои национальные интересы, и согласовывать всем столицам внешнюю политику очень сложно. Ряд государств ЕС, в том числе Германия, Италия и Испания, имеют четкую пророссийскую позицию, которая заключается в том, что постсоветские страны — это естественная сфера интересов России.

Пока же проевропейского видения в основных европейских столицах нет ни в отношении Беларуси, ни в отношении других стран ВП. Поэтому надеяться на перемены во внешней политике ЕС не приходится.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?