Фото Дмитрия Брушко, Tut.by

Фото Дмитрия Брушко, Tut.by

Бывший премьер-министр, а ныне глава Совета Республики Михаил Мясникович считает, что интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) идут вяло. Такое мнение он высказал 23 апреля на международной конференции в Минске. 

Россия, Беларусь и Казахстан подписали 29 мая 2014 года в Астане договор о Евразийском экономическом союзе, он вступил в силу с 1 января 2015 года. 2 января к ЕАЭС присоединилась Армения, в мае ожидается присоединение Кыргызстана. Стороны договорились создать единый рынок товаров, услуг, труда и капитала без изъятий и ограничений до 2025 года. 

Михаил Мясникович отметил, что «сегодня нет противников того, что положения договора надо реализовывать оперативно, может быть, даже с приближением сроков переходного периода (2025 год)». Однако со стороны кажется, что «говорится много, а делается мало». «Процесс сегодня идет достаточно вяло», - сказал Мясникович. Он выразил опасения, что данный процесс может затормозиться, поскольку ряд структур будут пассивно работать до 2025 года. Вместе с тем Мясникович признал, что есть «дефицит идей, подходов, как обеспечить успешную, бесконфликтную реализацию договора об ЕАЭС». 

Бывший премьер-министр подчеркнул, что Беларусь выступает за создание единого рынка без изъятий и ограничений. Однако в торговле товарами на момент подписания договора «существовали 422 барьера». «71 барьер снимается подписанием договора. Остальные нам еще предстоит устранить», - сказал он. «Когда вводились эти ограничения, страны руководствовались защитой национальных интересов. Но когда мы говорим о создании единого рынка, то тогда некоторым участникам следует поступиться своими суверенными правами, чтобы рассчитывать на уступки со стороны партнеров. Понятно, что процесс это непростой, определяющая роль в этих процессах принадлежит стране с самой большой экономикой – Российской Федерации», - пояснил Мясникович. 

По его словам, данные барьеры сказываются и на итогах взаимной торговли между членами ЕАЭС. «Объем взаимной торговли товарами между странами ЕАЭС в 2013 году снизился на 5% по сравнению с 2012 годом. В 2014 году этот показатель упал еще на 11%. Сказывается, конечно, изменение внешних условий. Но мы, когда создавали союз, планировали увеличить взаимную торговлю, а пока получается иной результат», - сказал Михаил Мясникович. 

Глава Совета Республики также высказался и по поводу введения единой валюты в ЕАЭС, поскольку ведется активная дискуссия на этот счет. «Те экономисты, которые ратуют за скорейшее создание единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы без изъятий и ограничений, выступают за формирование валютного союза не потом, а параллельно с этим. То есть сейчас, а не к 2025 году. Они обоснованного полагают, что абсолютно все барьеры во взаимной торговле ко времени введения единой валюты будут устранены», - сказал он, возможно, причисляя к этим экономистам и себя.

«Вместе с тем среди отдельных политиков присутствует не совсем правильная парадигма интеграции: ввести единую валюту, не обеспечив устранение различий условий ведения хозяйствования в ЕАЭС. На практике это может означать полное подчинение стран ЕАЭС интересам государства с большей экономикой. Фактически это может привести к утрате суверенитета. Поэтому дела тут нешуточные», — сказал Мясникович, не раскрыв имена отдельных политиков и государств. 

***

С предложением ввести в перспективе в Евразийском экономическом союзе единую валюту недавно выступала Россия. Напомним, недавно Владимир Путин поручил Центробанку и правительству РФ проработать вопрос о целесообразности создания валютного союза в Евразийском экономическом союзе, а 20 марта на заседании глав ЕАЭС еще раз поднял вопрос единой валюты. 

В начале апреля Александр Лукашенко в интервью Bloomberg отметил, что введение единой валюты в Евразийском экономическом союзе не является первым вопросом повестки дня, возможно, когда-то такая валюта появится, как евро у ЕС, но пока проблему очень раздули. По его словам, «было рассуждение Путина: вы не против, если эксперты как-то будут говорить об этом? Хорошо, мы об этом уже давно говорим, пусть эксперты говорят. Но не стоял вопрос введения единой валюты в какой-то период, даже дальний». «Это последний акт, который может быть в нашем союзе. Столько еще проблем и вызовов Евразийскому экономическому союзу, что еще доживем ли мы до этой единой валюты», — добавил белорусский лидер. 

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?