Наверное, все уже слышали объявление в метро — о том, что следует прикалывать новый белорусский символ Победы, цветок яблони на красно-зеленой бутоньерке. Замещение черно-оранжевой ленты яблоневым цветом началось еще в позапрошлом году, но теперь в нем обозначился один нюанс. Яблоневый цвет на красно-зеленом фоне назван символом Победы, которая обеспечила Беларуси независимость. Об этом говорят не только дикторы в метро, об этом написаны концептуальные обоснования.

РСМ подготовил обстоятельный документ под названием «Концепция проведения республиканского патриотического проекта «Цветы Великой Победы», который может быть скачан по ссылке здесь. В экспликации утверждается, что образ «отражает (…) успех и процветание суверенного демократической Беларуси». Таким образом, мы заменяем георгиевскую ленту, которая была учреждена Екатериной II — той самой Екатериной, которая уничтожила независимость нашей страны — на яблоневый цвет на красно-зеленом фоне, словно избавляясь от имперских коннотаций.

Да, независимость проступает в этом символе будто бы дважды: первый раз в контексте свободы от гитлеровского нашествия, второй раз — как независимость от Екатерины II и русской империи, которая гордится цветовым сочетанием, появление которого приходится на то же время, когда велись разделы Речи Посполитой.

И не зря, кажется, «независимый» голос зазвучал в метро как раз после того, как «Газпром» озвучил намерение через суд взыскать недоплату с белорусских предприятий.

Они наконец поняли то, о чем по-белорусски писалось последние десять лет. Они пытаются сделать из праздника Победы национальный день памяти. И на первый взгляд все как-то получается. Но только на первый взгляд.

Как мы помним, эпидемия георгиевских лент в Беларуси была повальной. В 2006—2008 гг. их стали цеплять на свои корчи почти все: таксёры, пацаны с районов, маршрутчики, дальнабои, шоферы из АПК, дяденьки на представительных «Мерсах». Это стало стихийной (пусть и хорошо спланированной РИА Новости, «Серебряным дождем» и «Студенческой общиной») акцией, тесно завязанной на память. Все, кто вспоминал Победу и гордился ею, а гордились и вспоминали миллионы, потому что в жизни нужны поводы для гордости и радости — цепляли ленточку как воплощение памяти.

Что происходит с «Цветами Великой Победы»? Много ли вы видели корчей с белыми соцветиями? Разве водитель такси заменил георгиевскую ленту яблоневой?

Красно-зеленые цветы стали атрибутом тех, кого сгоняют на митинг или торжественную акцию.

Их можно увидеть на тех, кто возвращается с торжеств или празднует в парке после того, как торжества закончились. Их не сразу снимает молодежь после того, как заканчиваются линейки. Но массовой и стихийной заменой георгиевской ленте символ не стал.

И по моему мнению это объясняется не только тем, что в стране с такой задолженностью по зарплатам и 6%-й инфляцией по итогам трех месяцев нужно быть сотрудником горисполкома, чтобы цеплять государственную символику на зеркало своего автомобиля и надеяться, что на этом автомобиле благодарные соседи не выведут ключом «За сильную и процветающую Беларусь».

По моему мнению, эта замена Георгия не срабатывает потому, что она — ровно о том, чем Георгия хотят заменить. И здесь нам снова надо вернуться в самое начало. Получила ли в 1945 году Беларусь независимость? Да, ее освободили от гитлеровцев (причем не 9 мая, а еще в 1944-м). Но свободной стала ли она? Или суверенной? И, если она стала свободной, зачем было в 1990-м принимать Декларацию о суверенитете?

Если же мы признаем, что освобождения от сталинизма и советскости в 1945 году не произошло, почему символом Победы мы выбираем красно-зеленый фон? Тот самый, который был государственным цветом Советской Беларуси?

И есть ли это настоящий символ нашей независимости, о которой мне говорят в метро, о которой написано в «Концепции «Цветов Великой Победы»?

То есть независимость — это когда руководителя страны назначают в Москве, все государственные расходы определяются в Москве, деньги ходят советские, образование встроено в советский марксистский образовательный проект — вот это та независимость, которую вы хотите, чтобы праздновал народ?

Россияне, повязывая георгиевские ленты, радуются славе собственного оружия, победившего турок в 1774 году. И неудивительно, сто белорусы не спешат повязывать красно-зеленый яблоневый цвет! Он не про нас. Сады цветут не только в Беларуси, само цветение может символизировать что угодно. Это слишком широкий, а потому абсолютно пустой знак.

Что касается бутоньерки, то семиотическим референтом этого знака является советское господство, десигнатом — цветная символика Белорусской ССР. Чтобы выжать вирусное поклонение народа чужой символике, следует предложить свое, такое же вирусное. Но это свое должно быть не пустым, безреферентным, но отсылать к настоящим героям и настоящим победам.

Кажется, Янка Мавр был первым, кто еще в 1945 году связал совместную польско-литовско-русскую победу над тевтонцами под Грюнвальдом с войной с гитлеровцами. Об идейном потенциале Грюнвальда можно прочитать в прекрасной книге Геннадия Сагановича «Грунвальд у беларускай гісторыі: спроба разбору палітычнага міфу» [«Грюнвальд в белорусском истории: попытка разбора политического мифа»], которую на днях презентовали в Вильнюсе. Печать Витовта, оружие его армии, хоругви — все это могло быть прекрасной заменой красно-зеленой советскости и нулевой определенности яблоневого цвета.

Дед Талаш, Янка Купала, любой узнаваемый национальный деятель военной эпохи мог бы сработать на суверенные национальные коннотации этого символа лучше, чем красно-зеленая бутоньерка.

В мечтах видится, конечно, районный бомбиза, у которого на двадцатилетнем «Subaru Impreza» рядом со «Спасибо деду за Победу» реет всадник, взятый с Витовтовой печати. И все это на бело-красно-белом фоне. Осознавая, что это лишь мечты — о другой Беларуси, я не отказываю себе в удовольствии верить, что однажды и я в ней проснусь.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?