Конструкторы судов, их владельцы и регулирующие организации готовятся к тому, что морские грузовые суда в скором времени будут обходиться минимальным количеством экипажа или даже станут беспилотными.

Как сообщает Wall Street Journal, рынок морских грузоперевозок вскоре кардинально изменится в связи со стремительным развитием средств связи и автоматизации. Морские операторы верят, что автоматизация позволит не только сэкономить на рабочей силе, но и сократить расходы на топливо.

Британский машиностроительный гигант «Роллс-Ройс» стал инициатором создания проекта Advanced Autonomous Waterborne Applications (AAWA), который объединит большое количество компаний и университетов по всему миру. В рамках AAWA ученые и сотрудники морских логистических компаний пытаются перенести уже разработанные технологии беспилотных автомобилей и самолетов на морские суда.

Будущие беспилотные транспортные суда будут иметь такие же устройства, как и сегодняшние дроны: инфракрасные детекторы, HD-камеры и лазерные датчики для мониторинга среды. Собранные данные будут отсылаться в крупные центры обработки данных, откуда специалисты будут следить за судами.

Вице-президент «Роллс-Ройс» по инновациям Оскар Левандер отметил, что беспилотные суда сократят транспортные расходы на 22%. Таким образом, морской транспорт, который на сегодня является самым дешевым (после трубопроводного), станет еще более дешевле.

Специалисты занимаются не только теоретическими исследованиями возможностей беспилотных судов, но и реализуют некоторые идеи уже на практике. Компания Finferries обслуживает в Балтийском море паром Stella, который оснащен различными тепловыми и лазерными датчиками. Пока идет изучение, насколько такие суда будут пригодны для использования.

Ожидается, что дистанционно управляемые коммерческие суда появятся к 2030 году, а полностью автономные — к 2035-му. Прогресс в этой сфере был бы невозможен без стремительного развития технологий связи. До недавнего времени создание подобных беспилотных систем ограничивалось малой пропускной способностью и высокой стоимостью спутниковых каналов связи. Однако новое поколение спутников связи позволит значительно сократить расходы. Компания Inmarsat в этом году запустила сервис Fleet Xpress, который позволяет дистанционно наблюдать за двигателем и другими функциональными блоками судна, а также управлять ими.

Роллс-Ройс, который больше не занимается производством люксовых автомобилей, делает сейчас ставку на такие «умные» суда. В связи со значительным падением цен на нефть снизился спрос на морской транспорт. В «Роллс-Ройс» продажи судов за последние 2 года снизились на 35%. Глава морского отдела «Роллс-Ройс» Микаэль Макинен отметил, что, даже если цены на нефть и возрастут, рынок судов для перевозки нефти и сжиженного газа уже, скорее всего, никогда не восстановится до прежних объемов. Поэтому вполне понятно, почему «Роллс-Ройс» делает ставку на новую и перспективную отрасль судостроения.

Но осуществить автоматизацию судоходства не так-то просто. И проблема не только в технических ограничениях. Главный барьер — юридический. На сегодня не совсем ясно, как регулирующие организации будут решать вопросы пиратства и безопасности беспилотных морских судов.

Международная морская организация при ООН, как и «Международная конвенция по охране человеческой жизни на море» запрещает обслуживание судов без экипажа. Эти жесткие правила появились более 100 лет назад после крушения «Титаника» и лишь незначительно редактировались в 1974 году. Очевидно, что морское законодательство устарело и уже не соответствует уровню развития технологий. Эксперты надеются, что правила мореходства станут более гибкими.

Следует отметить, что разработкой беспилотных судов занимаются и военные. Весной текущего года стало известно, что Пентагон приступил к тестовым испытаниям беспилотного корабля «Морской охотник». Надводный 40-метровый эсминец предназначен для плавания на расстояние до нескольких тысяч морских миль.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?