«Мае сэнс» [имеет смысл] — одна из первых краудфандинговых площадок. В течение 8 лет деньги на социальные проекты здесь собирали через продажу встреч. Почему основатели закрыли сайт maesens.by, за какую сумму и кому хотели бы продать проект, об этом Радио «Свабода» рассказал Денис Кондратович — основатель и владелец «Мае сэнс».

Хотели упростить себе жизнь, а вынуждены были уйти с работы ради «Мае сэнс»

Денису Кондратовичу был 21 год, когда вместе с Михаилом Карпицким он создал группу «ВКонтакте» для сбора средств на благотворительность. В качестве лотов участники группы выставляли встречи с собой: они соглашались встретиться с тем, кто предложит самую большую ставку. Вырученные деньги шли на благотворительность — на лечение больных детей или на нужды детских домов.

Процесс модерации группы требовал времени, и потому друзья решили его автоматизировать: разработали специальный сайт. И сразу после запуска у них прибавилось работы: сайт maesens.by быстро стал популярным.

«Мы думали, что упрощаем себе жизнь, — говорит Денис Кондратович. — Но нам сразу пришлось уйти с наших основных работ на полставки ради «Мае сэнс». Прошло еще полгода, и мы полностью стали заниматься этим делом».

Хобби превратилось в социально ответственный бизнес. Сейчас это называется частно-государственным партнерством. Это когда бизнес решает какие-то социальные проблемы, с которыми сложно справиться бюджетным организациям. За свои услуги по переводу средств Maesens.by как посредник получал 20%.

За один год собрали 250 тысяч долларов

«Мае сэнс» собирал деньги на благотворительность, но площадка не была классическим краудфандинг-проектом. Особенность «Мае сэнс» была в том, что люди предлагали встретиться с собой. К проекту часто подключали публичных людей, за встречи с которыми надо было заплатить по несколько тысяч долларов. Самой высокой за все времена была ставка на Юрия Гурского. За возможность пообщаться с ИТ-предпринимателем и инвестором заплатили 12 тысяч долларов.

Большинство проектов — это сбор средств на лечение детей, поддержку детских домов, или для общественных организаций, которые занимаются благотворительностью.

«Мае сэнс» занимался тем, на что должны были бы идти бюджетные деньги. Но сотрудничество с государственными организациями если и случалось, то редко афишировалось.

«Государству это невыгодно, — говорит Денис. — Это демонстрирует их неспособность разрешать проблемы. Детским домам помощь нужна, но об этом нельзя писать. Нельзя показывать, что у них все плохо».

Однако Александр Скрабовски, директор фонда «Хорошо» и руководитель Social Weekend, считает, что деятельность краудфандинговых площадок нельзя рассматривать как признак бедности страны.

«Это первейший индикатор вовлеченности гражданского общества в решение собственных проблем, — сказал Скрабовский. — Появление новых площадок — это признак того, что мы сами как граждане независимой страны становимся более взрослыми. Не стоит надеяться, что государство решит все вопросы. Так не происходит ни в одной стране мира».

Не сложились отношения с другим инвестором, и костяк команды ушел

«Это была одна встреча, но там было три победителя, — объясняет Денис. — Для средней компании 4 тысячи долларов — это немного, поскольку консультация у Гурского много свежих идей может принести».

За 8 лет на «Мае сэнс» собрали деньги на более чем 500 благотворительных проектов — частных и для организаций. На пике популярности сайта — в 2012—2013 гг. — «Мае сэнс» собирал 250 тысяч долларов в год. Всего за восемь лет на социальные проекты через платформу удалось собрать миллион долларов.

С 2011 года сайт стремительно развивался. Ежедневно сюда приходило до 10 тысяч уникальных посетителей. Вскоре команда решила выйти с аналогичными проектами на зарубежные рынки: сначала в России, а потом в Штатах и Великобритании. В 2012 году разработчиков «Мае сэнс» пригласили в США, где они работали над проектом под названием Goodwillion. На несколько месяцев белорусская команда переехала в Калифорнию. Но вместо выхода на новый уровень эта поездка стала концом проекта.

«Там были очень хорошие перспективы, компанию оценивали в миллионы, — говорит Денис. — Но у нас не сложились отношения с другим инвестором, и команда развалилась. Костяк команды ушел».

В 2013 году из «Мае сэнс» ушли все соучредители, кроме Дениса Кондратовича. По его словам, последние пять лет сайт был в стагнации.

«У меня еще были планы. Но на тот момент я решил заниматься другим стартапом. Ведь внутри уже все перегорело. У нас были большие надежды, а потом они оборвались. Это очень тяжело».

Новая жизнь проекту придал Юрий Зиссер, который присоединился к Maesens в 2014 году. Благодаря основателю TUT. BY проект Social Weekend, который начинался на «Мае сэнс», превратился в независимый хакатон. Там можно собрать деньги на развитие своего социального проекта.

Пришло время отдать «Мае сэнс» в управление людям, которые будут этим гореть

Денис говорит, что ясно представляет будущее «Мае сэнс», у него есть не одна идея для развития проекта. В начале нужно сделать перезапуск сайта с мобильной аппликацией. Но самому заниматься этим ему уже не хочется.

«Надо отдать»Мае сэнс»в управление людям, которые будут этим гореть».

С начала 2018 года сайт не работает, поскольку ищут покупателя. В 2012—2013 годах за «Мае сэнс» предлагали до 150 тысяч долларов. Сегодня собственники готовы отдать весь проект за 10 тысяч долларов. В эту сумму входит 40 часов консультаций Дениса Кондратовича.

«Мы не ставим задачи заработать на «Мае сэнс», — говорит Денис. — Основная цель — чтобы проект продолжал жить под новым руководством».

В качестве покупателей он видит или благотворительные организации, которые хотели бы собирать деньги на собственные проекты, или социально-ответственные бизнесы.

«Мы смотрим не только на цену, которую предлагает покупатель, — говорит Денис. — Если мы увидим, что человек горит, возможно, что сделка состоится и за меньшие деньги».

Сегодня на белорусском рынке краудфандинга — три основные площадки: «Улей», Talaka, журнал «Имена». Но будет ли здесь место для забытого, а последние полгода еще и закрытого «Мае сэнс»? Александр Скрабовский считает, что место на белорусском рынке краудфандинга пока еще очень много. По его словам, лишь в последнее время краудфандинг-площадки начали специализироваться на проектах того или иного типа.

«Сейчас происходит процесс первичной сегментации, и это очень ранняя стадия рынка. У нас еще уйма ниш», — сказал Скрабовский.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?