События в Украине оживили воспоминания о послевоенной депортации крымских татар — именно поэтому сегодня их дети и внуки не хотят присоединяться к России. Мы попытались отыскать потомков крымских татар в Беларуси.

И направились в Клецкий район, где, согласно последней переписи, проживает 82 татарина.

Имам Степан Казакевич.

Имам Степан Казакевич.

Клецкий молельный дом.

Клецкий молельный дом.

Семейное фото из архива Амини Абрамович, нач. ХХ в.

Семейное фото из архива Амини Абрамович, нач. ХХ в.

Отыскать клецких татар непросто. Некогда мусульманские деревни превратились в полностью белорусские. Местные жители на вопрос, где у вас тут живут татары, лишь разводят руками — почти никого уже не осталось. Но в Иванове нам повезло: в родительский дом вернулся жить Степан Казакевич — дипломированный историк. Он исполняет обязанности имама в Клецке.

С виду Степан Иосифович не очень похож на типичного белоруса. Последнего в деревне татарина, которая на протяжении нескольких столетий была полностью мусульманской, выдают раскосые глаза.

В кирпичном доме над входом в комнату висит цитата из Корана, зато в углу — православная икона.

Родители Степана были татарами, отец даже некоторое время являлся имамом в соседнем Осмолове. А вот дети уже называют себя белорусами.

«Молодежь уже полностью ассимилировалась, — признается он. — Если татарин женился на православной, то мать воспитывает детей не по-татарски». Когда-то брак с женщиной иной веры считался для белорусского татарина позором. Но мусульман становилось все меньше, и если следовать традиции, кровосмешения было бы не избежать.

Казакевич исполняет обязанности имама в соседнем Клецке, несколько раз в неделю ездит читать проповеди. По переписи 2009 года, в Клецком районе назвали себя татарами 82 человека, но активных верующих значительно меньше. Веры придерживаются в основном пожилые люди.

«Все прихожане уже перешагнули 70-летний возраст, — рассказывает Степан Иосифович. — Молодежь подтягивается вслед за ними лишь в большие праздники, например, на Курбан-Байрам».

500 лет вместе

Татары появились в Клецком районе в начале XVI века. Крымчаки тогда дошли до Центральной Беларуси, где были наголову разбиты войском во главе с Михаилом Глинским. Пленные татары остались в клецких окрестностях.

Еще на полвека раньше великий князь Витовт пригласил крымских татар в Великое Княжество Литовское, для укрепления боеспособности войска.

Сторожевую службу несли татары и на территории нынешнего Клецкого района. «Среди татар избирался предводитель, в обязанности которого входило предоставить Радзивиллам 1520 всадников. Те сопровождали магнатов на войне или во время путешествий», — рассказывает Казакевич.

Свой род он выводит из Орды (Клецкий район Минской обл.), а землю в Иваново приобрел еще прапрадед, который приехал на территорию Беларуси во времена Речи Посполитой.

«Горжусь, что татарин!»

88-летний Хасень Ибрагимович Абрамович — еще один активный прихожанин молельного дома. С женой Аминей Муратовной, также татаркой, они отпраздновали бриллиантовую свадьбу — 60 лет вместе! Семья проживает в Клецке.

Отец Абрамовича, бывало, торговал лошадьми, но профессионально занимался выделкой кожи. «Все время приходилось работать с химией: а как иначе снять шерсть с кожи? Вонь стояла невыносимая!» — вспоминает детство Хасень. К хорошему мастеру с заказами шли и белорусы, и евреи. Среди взрослых дискриминации по национальному признаку тогда фактически не было.

«Отцу, бывало, говорили в колхозе: ах ты, татарин! А он отвечал: я горжусь, что татарин» — вспоминает Степан Казакевич и приводит пример религиозной толерантности. Оказывается, в православные праздники отдыхали и татары, а к мусульманским праздникам присоединялись и белорусы.

Детям разобраться с национальными особенностями было сложнее.

«Язык у нас утрачен. Его не знали ни наши отцы, ни деды. Молились по-арабски, дома разговаривали по-белорусски, а в школе приходилось ломать язык по-польски», — рассказывает Хасень Абрамович о детстве в Западной Беларуси.

Не понимает он и подходов коммунистов: «Писали в паспорте: татарин. Или еврей. А зачем это было писать?»

Своим детям Хасень дал, как он говорит, «смешанные имена». Кем они себя считают: белорусами или татарами? «Как захотят. Мы им дали свободу выбора», — говорит он.

Память о бандеровцах

Хасень Абрамович успел поучаствовать и во Второй мировой. В 1944-м он пошел служить за компанию с друзьями, хотя у него и было открепление от службы в армии.

«Когда меня забрали в армию, что же я, буду там молиться? Там некогда было… Не молиться, а стрелять надо. Все и вышло из головы», — вспоминает он.

Во время войны ему пришлось встретиться с «бандеровцами» под Брестом. С тех пор мнение у него однозначное: «Бандеровцев не искоренить. Сколько ни будет жить поколений — все равно они бандеровцы». Следит ветеран и за современной политикой. То, что сами татары хотят остаться с Украиной, — это обида на Сталина за депортацию. Но ничего, свыкнутся».

У Степана Казакевича противоположное мнение. «Россия готова всех поглотить. Началось с Молдовы, когда Приднестровье отобрали. Потом Абхазию и Осетию отхватил Путин. Очень нахальный он. Но что делать — сила…», — переживает он за крымчаков.

Помощь из Лондона

Благодаря брату Хасеня, Стефану Абрамовичу, клецкие мусульмане теперь обзавелись молельным домом — старая мечеть сгорела во время войны.

Стефан попал в созданную в СССР польскую армию Андерса, которая со временем была выведена в Иран, а затем участвовала в боях в Италии. Он был механиком-водителем танкового экипажа. После окончания войны подразделения армии Андерса были расформированы. Тех, кто вернулся в Беларусь, Литву и Украину, ожидала высылка на спецпоселение в Иркутскую область…

А Стефан осел в Великобритании. В конце 1990-х он решил построить дом в Клецке. На родину он так и не вернулся, но подарил дом верующим. Те достроили минарет и стали использовать дом Стефана Абрамовича как молельный.

Эмиграция и ассимиляция

После окончания Второй мировой войны клецкие татары получили возможность перебраться на постоянное жительство в Польшу. Поскольку их предки прожили на территории ВКЛ (потом — Речи Посполитой) более 500 лет, то народ считался коренным и мог выбрать себе место проживания на территории Польши.

Из одного только Иванова на Запад уехало 20 семей. А отец Степана Казакевича как раз перед отправкой заболел — поездку пришлось отложить, и разрешительные документы утратили силу.

…Год за годом численность татар в Беларуси снижается. Связь с исторической родиной давно утрачена, и многие татары выделяют себя скорее по религиозному, а не по национальному признаку. Поэтому татары неминуемо «сливаются» с другими мусульманскими меньшинствами.

«Татарам при любой власти жилось тяжко, — рассуждает Хасень Абрамович. — Прижимали и в царской России, и в советское время. Могло ли возникнуть независимое татарское государство? Нет! Слишком много противоречий между нами, Да и нет лидера, который бы смог объединить всех татар. Однако если бы такое государство возникло, убежден: оно стало бы одним из самых мощных в мире».

***

Клецкие татары

В Клецком районе было три целиком татарских деревни: помимо Иванова, это Орда (сейчас здесь можно найти лишь одного татарина) и Осмолово, известное старинным мусульманским кладбищем, на которое до сих пор татары возят хоронить своих покойников из Клецка. Но татар в Осмолове не осталось. Местные жители стали христианами веры евангельской. В деревне действует их молельный дом, как, кстати, и в райцентре.

«Урожайные» татары

Издавна замечено, где бы татары не селились, урожай они собирали богаче, чем у соседей. «А то! Мы же трудолюбивые, — смеется Степан Казакевич. — Татарам приходилось держать большие хозяйства, ведь только за их счет и жили». А Хасень Абрамович объясняет плодородие своей земли тем, что отец занимался выделкой шкур. «Мясо пришкурное, шерсть — за домом была целая гора мусора. Когда перегнивала, превращалась в удобрение. И в сто раз лучше, чем у соседей».

Татары в Беларуси

Татары — шестое по численности национальное меньшинство Беларуси. По переписи 2009 года, татарами назвали себя 7316 человек. Существенно больше русских, поляков, украинцев и евреев, примерно столько же армян и цыган.

Крупнейшие региональные центры татар — Ивье (самая большая община за пределами Минска) и Новогрудок. В этих городах остались дореволюционные мечети. В целом по Беларуси открыто около десяти мечетей и мусульманских молельных домов.

Даже в восточной Беларуси в каждом районе насчитывается по 5—7 татар, и лишь в Хотимском районе — ни одного.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?