Александра (имя изменено) задержали в декабре 2022 года вместе с сотрудниками офиса, где он работал. Сначала парня арестовали за распространение «экстремистских» материалов, так как он прислал матери в частном сообщении новость из независимого медиа. Впоследствии у него нашли фото с протестов и в итоге осудили на полтора года «домашней химии». После приговора парень уехал из Беларуси. За свои 113 дней неволи он сидел вместе с политзаключенными Данилой Чулем, Андреем Марачем и Ильей Ш., а также виделся с Эдуардом Бабарико.

Андрей Марач. «Неволя его не сломила»

Андрея Марача задержали 2 марта 2021 года по делу «Революционного действия». 6 сентября 2022 года Андрея осудили по ч. 1 ст. 342, ч. 2 ст. 285, ст. 341 Уголовного кодекса на пять лет колонии в условиях усиленного режима.

Александр попал в СИЗО на Володарского в декабре 2022 года. На тот момент там уже долгое время находился Андрей Марач, который много общался с парнем.

«Андрей очень дружелюбный человек, с сильным характером. Это человек со стержнем внутри. Он искал в СИЗО книгу Алана Карра «Легкий способ бросить курить». Много рассказывал о своем увлечении рыбалкой. А также стремился поддерживать дружескую атмосферу в камере. В разговорах с Андреем чувствовалось, что он сильно устал и разочаровался в политике. Но, несмотря на пессимистический настрой, неволя его не сломила».

Илья Ш. «Он был уверен, что не отсидит весь срок»

Илья Ш. был задержан еще в 2020 году. Сначала его обвиняли по «экономической» статье, однако позже статью изменили на «политическую».

«Илья появился в камере на четвертый день моего там пребывания. Это один из самых оптимистичных людей, которых я там встретил. Он сильно меня поддерживал, за что я ему очень благодарен. Илья — человек, на лице которого всегда улыбка, и который в любое время готов поддержать разговор. Он любил так иронично представлять, как нас всех освободят. Мы обсуждали самые разные темы: от произведений Солженицына и задержания Ильи до экономических тем и правил ведения собственного бизнеса. Однажды я даже сочинил о нем шутливую строчку, чтобы передать его бодрое настроение».

Парень вспоминает абсурдные фразы из дела Ильи, которую они обсуждали в камере: «Илья не знал о заговоре Светланы Тихановской, но мысленно разделял идеи заговорщиков, тем самым их поддерживал».

Как говорит Александр, Илью очень мотивирует его семья. он рассказывал о своей жене и трех сыновьях и много раз повторял, что жена для него — самый любимый человек и лучшая подруга.

Илья относился к своему еще будущему суду с оптимизмом и не терял надежды.

«Он шутя сказал, что расстроится, если ему дадут менее 10 лет. «Я же тоже крутой чувак. Будет несправедливо, что всем дают по 15 лет, а мне только каких-нибудь шесть», — говорил Илья.

Он был уверен, что не отсидит весь срок, потому что, как он говорил, на свободе есть люди, которые борются за всех тех, кто сейчас за решеткой».

Жесткие проверки в СИЗО-1

В начале января 2022 года в СИЗО-1 на Володарского прошла волна обысков. По словам Александра, их камера была одной из первых, к кому пришли с обыском. Ранее публиковались свидетельства других заключенных об этой серии усиленных проверок. Парень говорит, что к ним приехали «маски-шоу» — силовики в балаклавах.

«17 января к нам приехал сам Рабецкий [Владимир Рабецкий — руководитель Департамента исполнения наказаний, — прим. ред.]. Это садюга, которых еще нужно поискать. Он отыгрался на нас всех. Меня он поставил в позу «ласточки» только за то, что я на него оглянулся во время обыска.

Все проверяющие были в парадной форме, у Рабецкого на груди даже висела какая-то медаль. Это добавляло ужаса ко всему прочему. Было видно, он упивается своей должностью и властью».

Карцер за небритость

Александр рассказывает о типичных методах давления администрации изолятора на политзаключенных. По его словам, в СИЗО многие знали о бодром настроении Ильи и его готовности отстаивать свои права на суде. Поэтому перед судом его не раз отправляли в карцер.

«Я сидел в камере напротив так называемых «крестинов» — помещения, где выписывают нарушения перед отправкой в карцер — и видел, как Илью заводили туда несколько раз. Сначала ему дали 10 дней карцера. По возвращении ему сразу же давали три нарушения, и он снова отправлялся в карцер. В целом Илья пробыл там почти месяц подряд по абсурдным поводам, один из которой — небритость. Марач пробыл в карцере как минимум 10 дней».

Настолка VOLODAROCHKA

Настольная игра VOLODAROCHKA, изображенная по памяти бывшим узником

Настольная игра VOLODAROCHKA, изображенная по памяти бывшим узником

«В моей камере в 2021 году сидел Эдуард Пальчис, который вместе с Ильей сделал настольную игру. Это была игра-ходилка, сценарий которой основан на негласных правилах жизни заключенных и тюремном сленге. Например, если игровая фишка попадает на ячейку с названием «карцер», игрок пропускает определенное количество шагов. На тот момент вместе с ребятами в камере был гейм-дизайнер. Он очень подробно разработал и оформил игру. Выглядела, как будто ее купили в магазине. Позже мне передали игру, чтобы я ее сохранил. Но, к сожалению, у меня украли вещи вместе с настолкой».

Про Данилу Чуля

Данилу Чуля задержали 2 марта 2021 года по делу «Революционного действия». 6 сентября 2022 года Данилу осудили по ст. 342, ч. 2 ст. 285 Уголовного кодекса на пять лет колонии в условиях усиленного режима.

«После ряда обысков Илью Ш. и Андрея Марача перевели в другую камеру, а к нам подселили политзаключенного Данилу Чуля. Выяснилось, что у нас с ним много общих интересов: поп-культура, игры и фильмы. Вообще это один из самых веселых людей, которых я знаю. Даня знал, когда нужно было добавить немного черного юмора. Он рассказывал, что после освобождения хочет заниматься стендапами.

Я учил его английскому языку. Моя невеста присылала мне в письмах тексты англоязычных песен. Это были песни таких групп, как Foals, Cage the elefant, что-то из AC/DC.

А однажды к нам попал настоящий артефакт — словарь вульгарного английского языка. Книга нас очень развлекала».

Как говорит Александр, у Данилы был боевой настрой. Свой суд он воспринимал просто как абсурдную комедию. «Я ходил на заседания по своему делу только потому, что меня туда водили. И потому, что там включали музыку из нашей медиатеки», — рассказывал Данила Чуль Александру. Одна из песен, которую Даня знал наизусть и пел, была «Молодая семья» группы «Порнофильмы».

У Данилы на свободе есть собака по кличке Булка, которую парень взял из приюта. Как говорит Александр, взять домой беспризорное животное — настоящий поступок.

«Даня увлекается Body modification. Он много рассказывал про тату и пирсинг. Одна из самых запоминающихся и нетипичных его татуировок — надпись на ноге «Привет сотрудникам морга». Также Данила много рассказывал о своих занятиях роллерным спортом и трюках на роликах, которые он может выполнить».

В сентябре 2022 года Даниле вынесли приговор по делу «Революционного действия», но только в марте 2023 года он начал отбывать наказание. Полгода он ждал результат апелляции. Это максимально возможный срок рассмотрения апелляционной жалобы.

Александр рассказывает, что по прошествии срока апелляции Даниле не сразу принесли бумаги из суда. Сокамерники подумали, что, возможно, ему изменили приговор. К тому же в камеру дошла новость о том, что Марфе Рабковой и Андрею Чапюку уменьшили приговор на небольшие сроки.

Все сокамерники Данилы, ожидая результата апелляции, очень надеялись, что каждому из дела «Революционного действия» хоть и незначительно, но уменьшат сроки. Каждый день, проведенный за решеткой, чувствителен для заключенного. В итоге Даниле оставили приговор без изменений.

«Самое ужасное, что происходит с политзаключенным — это ИВС на Окрестина». Об условиях в камере

На вопрос об условиях в СИЗО Александр сразу вспоминает свой арестантский опыт в ИВС на Окрестина. Говорит, что по сравнению с ИВС «Володарка» — «лайт».

«На «Володарке» сотрудники относятся к заключенным более человечно. Конечно, я ни в коем случае не собираюсь благодарить администрацию СИЗО. Но они хотя бы не стремились намеренно ухудшить наши условия, как это было в изоляторе на Окрестина.

В СИЗО существует так сказать собственная «экосистема», негласная система правил. Всем политзаключенным сразу вводят запрет на переписку. Но мне повезло, я письма получал. Вместе со мной сидел парень по ст. 342 УК. Ему за три месяца пришло 15 писем, а мне за такой же срок — 113».

Самое ужасное, говорит парень, что происходит с политзаключенным — это ИВС на Окрестина.

«Это было самое ужасное время моей отсидки. Мне еще повезло провести там только четыре дня. Обычно люди сидят в ИВС как минимум 10 суток.

Я сидел в камере площадью 1 на 2 метра, рассчитанной на одного. Но вместе со мной там находилось 11 человек. Мы спали по очереди, потому что попросту не хватало места всем одновременно лечь».

Однажды в первом часу ночи к Александру в камеру привели мужчину в костюме. Своим деловым стилем он сильно контрастировал с грязными и бородатыми арестантами. Их новый сосед был в шоке и не понимал, что происходит. Сокамерники сразу у него спросили: «политический?». «Нет, экономический», — ответил мужчина.

Все немного удивились, а один из сокамерников уверенно сказал, что его утром заберут. Так и произошло. Как говорит Александр, мужчину попугали и показали, как может быть, если тот не будет сотрудничать со следствием.

Об Эдуарде Бабарико

В СИЗО Александру довелось встретиться с Эдуардом Бабарико.

«Это произошло после того, как от нас забрали Илью Ш. Мы встретились с Эдуардом «на кабинетах», куда узников водят на встречи с адвокатами. У него был уставший взгляд, но Эдуард не смотрел вниз, как делают многие другие заключенные, а уверенно стоял с поднятой головой. Он составил впечатление сильного человека».

О котах на Володарке

«Был случай, когда меня вела на встречу с адвокатом девушка-конвоир. Мы остановились на лестничном пролете, где сидел маленький котенок.

Я увидел, что сотрудница начала умиляться, тогда я решился попросить разрешения у товарища начальницы погладить котенка. К моему удивлению, она позволила. Все время ожидания адвоката я ласкал котейку. Это случилось в те времена, когда я труднее всего переживал свой арест».

Александр вспоминает другой случай встречи с котами в СИЗО.

«В камере мы хранили мясные продукты в «холодильнике» — холодном месте за окном. Камера была на первом этаже.

Как-то ночью мы слышим, как по железному бортику за окном что-то грохнуло. Я подошел к окну и увидел кошачью лапу. Кот вцепился в палку колбасы, оставленную за окном, и драпанул с нею прочь».

Читайте также:

Бывший политзаключенный Дмитрий Фурманов пошел работать в доставку еды

Стукачество начинается на свободе. О стукачах в СИЗО и колонии пишет Олег Груздилович

У политзаключенного в тюрьме случились инфаркт и инсульт, но его все равно отправили в колонию. Стала известна очередная история о бесчеловечности систем

Клас
7
Панылы сорам
1
Ха-ха
1
Ого
2
Сумна
11
Абуральна
3