Виталий Рак возродил легендарный клуб «Волат» в Варшаве. Фото: «Наша Ніва»

Виталий Рак возродил легендарный клуб «Волат» в Варшаве. Фото: «Наша Ніва»

Виталий Рак выехал из Беларуси в январе 2022 года. Сначала сидел на ковидном карантине в Белостоке, потом поехал в Украину, чтобы решить вопрос с визой, пожил в Лодзи и перебрался в Колобжег — польский городок почти на границе с Германией. В Колобжеге белорус задержался почти на полтора года — работал тренером. Но пару месяцев назад он приехал в Варшаву, чтобы возродить в Польше легендарный белорусский клуб единоборств «Волат».

О Колобжеге мужчина рассказывает тепло — город с хорошей экологией, где прекрасно жить. Но «Волат» всегда работал в первую очередь для белорусов, поэтому Виталий выбрал для клуба Варшаву, где белорусов много.

Виталий Рак возродил легендарный клуб «Волат» в Варшаве. Фото: «Наша Ніва»

Виталий Рак возродил легендарный клуб «Волат» в Варшаве. Фото: «Наша Ніва»

Чтобы создать условия для возрождения «Волата», Раку потребовалось время. «Сразу, когда выехал из Беларуси, понял: если я в Польше надолго, то надо здесь делать клуб, конкретику разрабатывал потом.

Когда выехал, был немного в прострации, у меня была надежда, что сейчас что-то в Беларуси изменится и я вернусь туда. Позже думал, что подожду возвращения, но недолго, а сейчас у меня ощущение, что какое-то время должен прожить здесь, поэтому надо открываться.

Виталий Рак на тренировке со своими дочерьми. Фото: «Наша Ніва»

Виталий Рак на тренировке со своими дочерьми. Фото: «Наша Ніва»

Но открыть клуб — не такое простое дело: для этого нужны финансы, и их поиск занял у меня время», — говорит Виталий Рак.

В результате инвестором «Волата» стал белорусский бизнесмен, а помещение Виталий нашел в варшавском районе Мокотув, который находится близко к центру города и в котором живет много белорусов и украинцев.

Там же он и сам снял квартиру, так как, как рассказывает спортсмен, логистика — очень важный вопрос в Варшаве. Город большой, и в нем бывает много пробок, поэтому если ты живешь и работаешь в разных районах Варшавы, то должен тратить много времени, чтобы доехать.

Виталий отмечает, что в Польше гораздо легче арендовать помещение, чем в Беларуси, — и зал в школе, и отдельное здание. «Чтобы снять зал в белорусской школе, нужно подать заявку, потом пройдет какой-то тендер, соберется комиссия, которая решит, можно тебе арендовать зал или нет. Здесь ты просто приходишь к директору школы, договариваешься с ним по поводу аренды и обсуждаешь цену. Директор решает, сдавать ли тебе зал, а не власти города, района или какая-то комиссия.

С частными организациями в этом плане тоже проще. Для них не проблема пустить тебя в зал раньше, если ты еще не зарегистрирован, есть больше свободы. Все решается на месте и с конкретными людьми», — делится собеседник.

«Волат» в итоге арендовал отдельное здание со своей территорией. Виталий Рак объясняет, что клубу нужна своя база, где можно работать постоянно. Ведь клуб — это не только тренировки, но еще и коммуникация его участников, клубные мероприятия. Но, возможно, уже в этом году «Волат» запустит пару филиалов в варшавских школах. Такая же система была у клуба в Беларуси: работал главный зал в Минске и 11 филиалов в городе в разных школах или приспособленных помещениях на условиях почасовой аренды.

Виталий Рак возродил легендарный клуб «Волат» в Варшаве. Фото: «Наша Ніва»

Виталий Рак возродил легендарный клуб «Волат» в Варшаве. Фото: «Наша Ніва»

Кроме филиалов в Варшаве, есть спортсмены и в других польских городах, готовые работать под брендом «Волата». Виталий полон планов и готов создать сеть спортивных клубов, а то и рассмотреть работу в других странах.

Правда, надеется, что так надолго «Волат» все-таки не задержится в Польше и появится возможность вернуться на родину. Но в таком случае, как считает белорус, варшавский «Волат» тоже останется — будет филиалом белорусского.

Когда нашлось помещение под клуб, нужно было его привести в соответствующий вид, поэтому команда «Волата» сделала своими силами ремонт. Для начала подготовили два тренировочных зала, раздевалки, души и туалеты, чтобы можно было запустить клуб.

«Эта первая фаза ремонта, чтобы привести помещение в надлежащее для тренировок состояние, длилась месяц. На некоторые специфические вещи вроде замены сантехники нанимали специалистов, но разную шпаклевку, штукатурку и покраску делали сами. Сейчас ремонт продолжается, делаем то, чем можно заниматься, когда клуб уже работает. В нашем здании есть помещение, где мы сделаем еще один спортивный зал, также откроем кафе и детскую зону.

Еще при клубе есть открытая площадка, которую мы оборудуем для тренировок — поставим турники и брусья, сделаем резиновое покрытие. Возможно, повесим там боксерские мешки, чтобы можно было проводить на площадке полноценные тренировки. Надо только согласовать это с польскими властями и, возможно, с соседями. Рядом жилые дома, и если кто-то будет бить в мешок, это может мешать людям. Не хотелось бы портить отношения с людьми, которые там живут», — рассказывает Виталий Рак.

«Тренировки проходят по-белорусски, и все все понимают»

Виталий подчеркивает, что «Волат» — национально ориентированный клуб. Так как создали его белорусы, занимаются в нем отчасти тоже белорусы. Но на тренировки приходят и поляки, и украинцы, главное — быть открытыми к белорусскому языку.

«Пока что тренировки проходят по-белорусски, и все все понимают, поляки тоже. На тренировке не нужно так много языка, как на лекции по философии. Я хорошо владею польским языком, так как много работал с поляками, в группах, где были только поляки. Остальные тренеры пока учат язык, но у нас еще не было такого, чтобы кто-то кого-то не понял, так как белорусский язык похож на польский. Когда только приехал сюда, меня учили: не можешь что-то сказать по-польски — говори по-белорусски, и 80% вероятности, что тебя поймут. Нужно выучить условно 50 польских слов, чтобы проводить тренировки, и любой нормальный человек может это сделать.

Виталий Рак возродил легендарный клуб «Волат» в Варшаве. Фото: «Наша Ніва»

Виталий Рак возродил легендарный клуб «Волат» в Варшаве. Фото: «Наша Ніва»

Тренировки по-белорусски — это естественно для нас. Язык — пласт культуры, так почему белорусы должны разговаривать на другом языке? Но у нас каждый может говорить на том языке, на котором хочет.

Когда я тренирую людей и вижу в их глазах, что они что-то не поняли, для меня не проблема повторить это на любом языке, которым я владею», — говорит он.

Сам Виталий — тренер по каратэ с 23-летним опытом, чемпион Беларуси. Кроме него, в варшавском «Волате» работает, например, Иван Ганин — победитель Кубка мира и серебряный призер чемпионата мира по кикбоксингу, а также Андрей Сакович — победитель крупных турниров по грэпплингу и бразильскому джиу-джитсу.

Виталий Рак возродил легендарный клуб «Волат» в Варшаве. Фото: «Наша Ніва»

Виталий Рак возродил легендарный клуб «Волат» в Варшаве. Фото: «Наша Ніва»

Кроме упомянутых единоборств, в «Волате» занимаются тайским боксом, смешанными единоборствами, функциональным тренингом для взрослых, физической подготовкой для дошкольников и коррекционной гимнастикой.

Насколько трудно зарегистрировать в Польше клуб? Примерно то же, что в Беларуси, рассказывает Виталий. Белорус уточняет, что вести делопроизводство в Варшаве может быть непросто, и он хочет получить несколько консультаций по дальнейшей деятельности.

С другой стороны, польское государство идет навстречу подобным инициативам.

«Здесь намного легче получить под такие проекты «дофинансирование» (финансовую поддержку. — «НН») от самоуправления (местного исполкома. — «НН»). Если ты работаешь с детьми, молодежью, в общем, с людьми, просто давай отчет о своей деятельности в местный орган власти, то есть руководству гмины, уезда или воеводства. Тогда они могут тебе финансово помочь. Мы в Беларуси работали не один год, у нас занималось 500 человек молодежи, мы готовили спортсменов в национальные сборные, они ехали в составе сборных на топ-турниры, например, на чемпионат мира, и показывали там самые лучшие результаты со всей сборной. И при этом нам [белорусское] государство ни разу не помогло финансово.

Еще здесь много различных грантовых программ, в которых можно участвовать и получать деньги под конкретные проекты, направлять их на развитие клуба. Это дает перспективы, помогает развиваться быстрее. Но может это в начале все выглядит радостно, увидим, что будет дальше».

Тренер выделяет три цели в работе «Волата». Первая — массовый спорт, то есть побудить максимальное количество населения к здоровому образу жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом. Те, кто имеет для этого соответствующие данные и желание профессионально заниматься спортом, должны также иметь такую возможность. И третья вещь — презентация белорусов на спортивной арене через хорошие результаты воспитанников клуба. Да и не только белорусов, а, как уточняет Виталий, «всех братских народов Интермариума, с которыми мы работаем, в том числе поляков и украинцев», — делится собеседник.

«Хочу подчеркнуть, что «Волат» — это не только спортивный клуб, мы за комплексное развитие личности. Каждая личность должна развиваться в четырех направлениях: физическое развитие, интеллект, социальные связи — коммуникация с семьей, друзьями, осмысление своей принадлежности к определенной социальной группе — и мотивационное направление.

Если хотя бы один компонент выпадает, потенциал любого лица снижается. Наша задача — воспитывать активных, здоровых, амбициозных людей, которые будут победителями не только в спорте, но и в жизни.

Что касается нашего места в Национальном освободительном движении, то это работа с белорусами и свой вклад в развитие и укрепление нашего народа. Мы сплачиваем белорусов, чтобы в стране изменилась ситуация и белорусы наконец стали хозяевами на своей земле. Как я вижу, Беларусь можно освободить только сплотившись за пределами Беларуси, хотя и с поддержкой белорусов, которые сейчас внутри страны. Поэтому наша задача — воспитать личность», — объясняет Виталий Рак.

Виталий Рак возродил легендарный клуб «Волат» в Варшаве. Фото: «Наша Ніва»

Виталий Рак возродил легендарный клуб «Волат» в Варшаве. Фото: «Наша Ніва»

«В моей вселенной человек, поддерживающий войну, — неизлечимо болен». Разговор с кикбоксером Иваном Ганиным

Попов: Наш враг — не такой большой, это все те же 3%, и оно вылезет

«Мы будем ждать». Виктор Лукашенко все еще надеется получить приглашение на Олимпиаду

Клас
66
Панылы сорам
1
Ха-ха
3
Ого
2
Сумна
3
Абуральна
2