Переговоры делегаций России и Украины под Гомелем. 28 февраля 2022 года. Фото Sergei Kholodilin/BelTA Pool Photo via AP

Переговоры делегаций России и Украины под Гомелем. 28 февраля 2022 года. Фото Sergei Kholodilin/BelTA Pool Photo via AP

Москва требовала следующего.

— Украина должна была стать «постоянно нейтральным государством, не участвующим в военных блоках».

— Украине должны были запретить получать иностранное оружие.

— Вооруженные силы Украины должны были быть сокращены до 85 тысяч военнослужащих, 342 танков и 519 артиллерийских орудий (для сравнения: российская армия имела по состоянию на начало 2022 года 0,9 миллиона военнослужащих, более 5000 танков и многие тысячи единиц артиллерии). Дальность действия украинских ракет должна была быть ограниченной 40 километрами. 

— Крым должен был остаться в составе России.

— Русский язык должен быть государственным.

— Вопрос о будущем оккупированных территорий в проект включен не был. Вопрос оставили на усмотрение Путина и Зеленского во время личных переговоров. Но это означало, что в реальности они — в том числе город Херсон — оставались в составе России, поскольку как же их могла вернуть обезоруженная и униженная Украина?

«Проект показывает, что Украине грозило превращение в кастрированное государство», — пишет The Wall Street Journal.

Гарантами такой «нейтральности» должны были стать Россия, США, Франция, Германия, Китай. Москва настаивала на включении в список гарантов и Беларуси — что означало бы легитимизацию режима Александра Лукашенко, с помощью которого в 2022 году произошло вторжение в Украину, Киев, в свою очередь, изначально хотел включения в список гарантов Турции.

Фактически, то, что предлагала Москва, напоминало Мюнхенские соглашения 1938 года по Чехословакии, в результате которых страна была обезоружена и у нее изъяты стратегически важные территории с немецким меньшинством. После этого окончательная оккупация нацистами беззащитной и морально раздавленной страны была лишь вопросом времени, что и случилось в 1939 году.

Тогда Бенито Муссолини играл роль, подобную той, которую отвел себе Александр Лукашенко в 2022-м. Однако, в отличие от Чехословакии, Украина и ее президент Владимир Зеленский выбрали сопротивление, и Запад не пошел на сговор.

Президент Украины Владимир Зеленский посещает освобожденный Херсон. 1 ноября 2022 года. Фото Офиса президента Украины

Президент Украины Владимир Зеленский посещает освобожденный Херсон. 1 ноября 2022 года. Фото Офиса президента Украины

Переговоры в Стамбуле происходили уже после первого разгрома интервентов под Киевом, Харьковом и Черниговом, когда стало ясно, что Украина выдержала первый удар, однако было еще непонятно, сможет ли она выдержать более длительную войну и российские войска продолжали наступление на юге.

Читайте также:

«Мы отвели войска от Минска». Неожиданная оговорка Путина

Инсайд от Марзалюка: во время стамбульских соглашений Россия предлагала Украине ввести трехъязычие

Буданов об увольнении Залужного: Если все было прекрасно, то почему мы там, где есть?

Клас
29
Панылы сорам
3
Ха-ха
1
Ого
0
Сумна
4
Абуральна
21