Дениса Дашкевича хорошо знают в Рогачеве. Он выпускает локальное СМИ «Рогачев онлайн», ранее был заметным активистом, членом Белорусской христианской демократии. В 2017 году Дашкевич возглавил Центр культуры в агрогородке Поболово: идеологи сами предложили ему должность. Денис согласился и, казалось, от политики отошел.

Но, как оказалось, замолчал Дашкевич ненадолго. В этом году его возмутила ситуация с подписями за выдвижение Валерия Цепкало кандидатом в президенты. И Денис решил: молчать больше не будет.

Он открыто говорит и о проблемах в сфере культуры, и о своей поддержке Валерия Цепкало, не скрывая, что госслужащим не рекомендуют выносить на публику свои политические симпатии.

«В инициативной группе Цепкало меня не было, но я давно слежу за ним и его деятельностью. Мне всегда импонировал его стиль управления ПВТ. И когда я узнал, что он идет в кандидаты в президенты, писал о нем на страницах «Рогачев онлайн».

Но местное руководство отдела идеологии несколько раз предупредило, мол, нежелательно, чтобы госслужащие выражали публичную поддержку кому-то из кандидатов кроме Лукашенко.

Мою позицию чиновники знают, она никогда особо не менялась. И меня приглашали на беседы, рекомендовали не высказываться публично, поскольку я занимаю руководящую должность.

Разговаривали со мною тет-а-тет, но знаю, что на подобные беседы вызывали и других работников культуры. Прямых угроз не было, но говорили, что могут быть последствия. Какие именно последствия, не уточнялось.

Таких бесед было несколько. Я отвечал, что Цепкало не представитель системной оппозиции, по сути, он представляет ИТ, сферу информационных технологий. Учитывая, что я редактор онлайн-издания, фактически сам работаю в сфере информационных технологий, то и Цепкало мне симпатичен в первую очередь по этой причине, а не потому, что я против Лукашенко. Мне нравится сама идея развития Беларуси как государства с цифровой экономикой.

Несколько раз я обозначал эту свою позицию. Но пределом стало то, что от Цепкало не приняли несколько десятков тысяч подписей. Я видел своими глазами пикеты за Цепкало в Рогачеве, видел, сколько людей на них было. И когда сообщили, что из рогачевских подписей приняли только 261, для меня это стало какой-то последней каплей.

Я тогда поставил всех перед фактом, что буду писать и говорить то, что хочу, что буду призывать людей защищать свои подписи. Если будут суды — буду ходить поддерживать, выступать свидетелем. Потому что информация о том, что в Рогачеве лишь 261 подпись за Цепкало, — это абсурд».

Немало известных людей уже лишились работы в госструктурах после постов в соцсетях. Не боится тех же последствий Дашкевич?

«Не боюсь. Я готов к увольнению. Честно говоря, я думал и сам, что осенью уйду с должности руководителя Центра культуры, или переведусь на полставки, может быть. Пока окончательного решения не принял, увидим, что произойдет 9 августа, до какого маразма еще докатится государство.

То, что происходит сегодня в сфере культуры, — деградация и полный развал. Особенно заметно это стало в последний год.

Работать там творческим людям становится просто невозможно. Идут сокращения, которые пытаются скрыть, но я вижу ситуацию изнутри. У нас серьезный экономический кризис, серьезный дефицит бюджета в районах, в частности в Рогачевском.

Безработица растет бешеными темпами, а теперь еще и вернулись работавшие в России гастарбайтеры. Реальный процент безработных в Рогачеве — около 20, это минимум!

В культуре зарплаты тоже мизерные. Я, как директор, зарабатываю рублей 550. Из них около 100 рублей уходит на дорогу.

Недавно Дашкевич писал в фейсбуке, что идеологи придумали новую «фишку»: вместо дискотек в клубах и Домах культуры якобы будут проводиться «информационные вечера». Но, как объясняет Дашкевич, это и так, и не так.

«Была планерка в отделе культуры райисполкома. Сообщили, что дискотеки проводить можно, но нельзя писать, что это дискотеки.

То есть проводится всё то же самое, что и было, но в афишах, объявлениях и документах сейчас нужно писать, что это «информационно-развлекательные вечера», — объясняет Денис. — Это объяснили тем, что нужно передать в Минск сведения о расширении форм работы. Мол, проходят не только дискотеки и концерты, а еще идет и работа в информационном поле. Но по сути, это показуха и подмена понятий. У нас была как раз эмоциональная беседа сегодня с начальницей из отдела идеологии.

Я объяснял, что нужно назвать вещи своими именами, если это дискотека — то так и писать. А иначе то, что происходит в сфере культуры, начинает напоминать Северную Корею».

К проблемам готов не только он, уверяет Дашкевич.

«Все готовы. В регионах закипает все намного серьезнее, чем в больших городах. Потому что недовольных 90%, люди в бешенстве. Госслужащие тоже недовольны: зарплаты мизерные, документооборот не уменьшается, а только увеличивается. Последние два месяца вообще какой-то террор: количество документации возросло настолько, что непонятно, кто чем занимается. Причем сами ведомства дублируют работу друг друга. Например, в поселках и райцентрах есть семьи в социально опасном положении. Ими занимаются и соцслужбы, и отдел образования, и отдел культуры, и милиция. Я, как руководитель Центра культуры, не понимаю, зачем нам выполнять работу, за которую должны отвечать социальные работники. Это абсурд. А за каждого ребенка в таких семьях нужно отчитываться еженедельно, отправлять отчеты! Это какая-то ерунда! По крайней мере год назад такого не было.

Отдельно нужно писать отчеты по несовершеннолетним, отдельно по работе с пенсионерами… Например, проходит концерт: как мне посчитать, сколько на нем было пенсионеров, сколько несовершеннолетних, сколько детей из неблагополучных семей? Как это контролировать?

Но все вынуждены писать эти отчеты. Большая часть информации берется просто из головы. Процветает система приписок. Доходит до абсурда: в некоторых населенных пунктах проживает 500 человек. А в их Доме культуры по бумагам проходит якобы 700 мероприятий в год. А в следующем году надо же, чтобы не упали показатели — соответственно, для следующего годового отчета рисуют 770 мероприятий, типа на 10% больше.

И доходит до того, что в некоторых деревнях якобы проходит по 2000 мероприятий в год! Люди там целыми днями только сидят, заполняют бумаги, выдумывая якобы состоявшиеся мероприятия.

И так работает вся система бюджетная», — возмущен Денис Дашкевич.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?