Это «карусельщица» доказывала, что живет в несуществующей квартиры.

Это «карусельщица» доказывала, что живет в несуществующей квартиры.

Эта женщина, по утверждению наблюдателя, проголосовала не менее двух раз.

Эта женщина, по утверждению наблюдателя, проголосовала не менее двух раз.

На этом автобусе подвозили «карусельщиц».

На этом автобусе подвозили «карусельщиц».

Программист Дмитрий Предко, исполняя гражданский долг, был наблюдателем на минувших выборах.

Программист Дмитрий Предко, исполняя гражданский долг, был наблюдателем на минувших выборах.

Этот материал ждал публикации более полутора месяцев. Хотелось знать, будет ли хоть какая-нибудь реакция Центризбиркома и прокуратуры на сигналы наблюдателей? Реакции — ноль.
Дело в том, что на последних выборах происходили вещи, которых даже на прежних не было. Как утверждают многие наблюдатели, в больших городах, и Минске в том числе, в день голосования на участки пришло лишь 25–30% избирателей. Но по официальным данным, явка составила более 50% — по всем участкам.
Программист Дмитрий Предко на этих выборах был наблюдателем. «Я гражданин своей страны и считаю своим долгом содействовать исполнению законов».

Он выбрал 101-й Фрунзенская округ Минска. Контролировал избирательный участок № 369, который располагался в здании бывшей СШ № 156. Рядом, в этом же помещении, находились еще два участка — 367 и 368 И независимых наблюдателей было несколько. Вместе с Д.Предко работали Ирина Вербовская, Алесь Марченко, Павел Королев.

Резкая активность

«Чудеса с урнами» начались с первого дня досрочного голосования.

18 сентября явка на всех трех участках была низкой: 2–3 человека в час. Вдруг за несколько минут до 17.00 количество желающих проголосовать значительно выросло.
«Женщины начали подходить одна за другой, у столов выдачи бюллетеней образовалась очередь», — рассказывает Дмитрий Предко.

Это заинтересовало наблюдателей и они решили проверить, что происходит за пределами здания. Рядом с участком, за углом, Дмитрий увидел женщин, которые, проголосовав, собирались вместе. Их было около 60, они стояли вокруг организатора — мужчины в костюме. Заметив молодого человека, группа начала имитировать собрание жилищного кооператива. Однако, по словам Дмитрия, собрания не получалось. И единственным вопросом, что волновавшим толпу, было присутствие наблюдателя, видимо, помешавшее обсуждать финансовые тайны. «Я не стал начинать издалека и прямо спросил, почему „собрание кооператива“ проголосовало на как минимум трех различных участках».

Поняв, что уходить Дмитрий не собирается, мужчина объявил о переносе собрания на неопределенное время и заверил женщин в том, что все вопросы будут решены в следующий раз.

Тем временем в помещении участков Алесь Марченко попытался пресечь «карусели». На его замечание председатель комиссии Абрамова ответила: «Это народ такой сознательный». Но в коридоре наблюдатель увидел очередь женщин, которым «куратор» карандашом делала какие-то пометки в паспорте. Он попросил одну из таких избирательниц показать паспорт. Женщина развернула документ на странице с фотоснимком. Но там никаких пометок не было. Когда Алесь попросил показать страницу со сведениями о регистрации, то женщина спрятала паспорт и, внезапно передумав голосовать, ушла. Вместе с ней участок покинули и другие, в том числе «куратор».

Одна за другой

На следующий день, 19 сентября около 12.30 снова резко возросло количество желающих проголосовать досрочно.

Очереди не было, но, как только уходила одна женщина, сразу подходила другая.

«Проследив за очередными „избирательницами“, я дошел вслед за ними до мужчине в костюме (на этот раз достаточно далеко от участков), который как раз направлял новую пару „карусельщиц“. Очевидно, он меня тоже заметил, так как быстро перешел дорогу, стараясь не поворачиваться ко мне лицом», — рассказывает Предко.

20 сентября были приняты меры, чтобы наблюдатели не могли разоблачать «карусели».
К ним пожаловала член окружной комиссии и заявила, что дальнейшие обращения наблюдателей к избирателям с целью проверить места их регистрации будут расцениваться как агитация (!), что является законным основанием для удаления с участка. Согласно Избирательному кодексу, наблюдатели действительно не могут опрашивать избирателей и вести агитацию. Но в данном случае эта норма была интерпретирована таким образом, чтобы максимально их изолировать.

Наблюдатели вспоминают комический случай, который произошел с одним «официальным» наблюдателем. Немолодому мужчине в один из дней позвонили, а он как-то включил громкую связь на телефоне и не мог отключить. Оказалось, его наставляли, чтобы он сам проголосовал на одном из этих участков, — видимо, он там был в списках.

Квартир больше, чем избирателей

21 сентября избирательницы не создавали толпы в помещении участка, зато задерживались перед входом, на лестнице, в коридорах.

«Я решил проследить за одной из женщин, которая привлекла мое внимание своим поведением, — она всячески избегала приближаться ко мне (очевидно, узнав во мне наблюдателя), кружа по школьным лестницам и этажам. Только через минут 15 она оказалась на соседнем участке, где процесс ее голосования записали на видео».

Алесь Марченко рассказывает о том, как вышел в коридор в один из очередных наплывов «карусельщиц». И когда за пределами участка оказались две девушки, он попросил у них паспорта. «Одна рылась в своей сумочке и не могла найти документ. А затем сказала, что где-то его потеряла. То есть проголосовала, а паспорта нет! Вторая же девушка сказала, что не обязана мне его показывать».

В последний день досрочного голосования в старом помещении оставили лишь 369-й участок: остальные разместили в других зданиях.

«Видимо, в тот день появились новые инструкции для „карусельщиц“, согласно которым они должны были вслух называть адреса, по которым будто бы живут. Эта игра их и разоблачила — очередная мошенница назвала квартиру, которой не существует. Она настаивала, что живет на ул. Одинцова, д.4, кв.53, хотя девушка из комиссии не отыскала в списке такого номера квартиры. А пикантность ситуации в том, что это адрес детского дома. Он попал в списки только из-за того, что там зарегистрировано лицо, то ли не успевшее выехать из него по достижении совершеннолетия, то ли просто не сменившее места регистрации», — рассказывает Дмитрий. Как только наблюдатель сфотографировал ту женщину, в помещение влетел мужчина в штатском, требуя удалить снимки «его и жены».

Предко также выявил, что на 369-м участке намеренно занизили число избирателей.
На 1217 квартир (без детского дома) здесь было зарегистрировано 1109 избирателей. Председатель комиссии объяснил это тем, что на участке… проживает много россиян. Наблюдатель не поверил. На соседнем участке, к примеру, в 1096 квартирах зарегистрировано 2128 избирателей.
В основной день голосования наблюдатель Предко перешел на избирательный участок № 376. И где-то за час до закрытия участка заметил тех самых женщин, которых он уже видел во время досрочного голосования.
А на улице Дмитрий увидел бело-зеленый автобус, в котором сидели «карусельщицы». За пару дней до того автобус видели на другом участке: на нем отвозили проголосовавших.

Наблюдатели написали жалобы в Центризбирком и прокуратуру. По словам Алеся Марченко, получены отписки. Председатель окружной избирательной комиссии Виктория Авраменко ответила, что факты «не подтвердились». То есть заявления независимых наблюдателей, замечает Марченко, не были приняты во внимание. Из Генеральной прокуратуры ответили, что оснований для проведения проверки «не видят».

***

По официальным данным, выборы во Фрунзенском 101-м округе состоялись и был переизбран действующий депутат палаты представителей Алексей Кузьмич, член Коммунистической партии Беларуси.

Этот округ был выбран демократическими силами для активного бойкота. По заявлениям независимых наблюдателей, выборы не состоялись из-за низкой явки избирателей.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?